Суздаль « Отзывы и впечатления « 2011 « Август
Город с тысячью куполов
Annataliya /
Честно говоря, поначалу были у меня мысли забить на Суздаль. Я видела немало фотографий этого города с тысячью куполов, он безусловно радовал меня своей красотой, но при этом сильно удручал огромным количеством туристических автобусов, организованных туристических групп и просто одиночных туристов, из-за которых, как мне казалось, предаться созерцанию всей той красоты, коей полон Суздаль, среди этих толп было просто нереально. Но возможность побывать на Суздальском медоваренном заводе, о чем я давно мечтала, всё изменила, и мы решили безусловно ехать! И оказалось, что правильно сделали. Получилось так, что из всего нашего маленького путешествия Суздаль произвел на нас самые сильные впечатления. Он предстал перед нашими глазами этаким миниатюрным чудо-городком, где все сделано так, чтобы каждый гость смог будто бы снова очутиться в своем детстве, в атмосфере русских сказок и чудес. Но только подано это было не в лубочной манере, как обычно делается у нас для иностранцев, без всяких медведей с балалайками и шапок ушанок, а по-настоящему - по крайней мере, нам с Антоном удалось очень четко ощутить на себе древнерусскую атмосферу, и это было приятно, необычно и неожиданно. Но, как я люблю писать, обо всем по порядку...
Автостанция в Суздале оказалась далеко на окраине города. Хотя, как далеко - около пары километров от центра. Доехать туда можно было на том же самом автобусе, который привез нас из Владимира, что и сделали почти все пассажиры.
В этот раз нашей целью не было гнаться за всеми достопримечательностями, обойти и почтить своим визитом каждую суздальскую церквушку, каждый монастырь и каждый, сохранившийся здесь со стародавних времен памятник. Мы решили просто погулять и пошли себе по улочкам города, стараясь подмечать все те особенности, которым он живет, и которыми жил все века.
Ох, уж эти деревянные домики! Наверняка, каждый из вас представляет себе любой провинциальный город, где сохранились такие избы. Помните, как они выглядят? Нет, конечно, среди них обычно найдется и парочка, а, может, и десяток крепеньких, симпатичных и нарядных. Но будем честны перед собой, все-таки большинство таких домов выглядят довольно уныло и серо, и, порой, требуют уже даже не ремонта и покраски, а банального сноса. В Суздале на окраине такие тоже есть, но только на окраине. Центр же, в котором в большинстве своем стоят как раз деревянные избы, причем не самый центр, а вместе с примыкающими к нему улочками, здесь безукоризненен. Все дома без исключения настолько аккуратны, красивы, нарядны и индивидуальны, что мы, чуть ли не с раскрытыми ртами ходили от одного к другому и рассматривали их, поражаясь узорам на окнах, резным калитками, симпатичным невысоким заборчикам и даже кошкам, сидящим на окнах и глазеющим на прохожих.
Вот домик совсем новый. Но наличники и ставни на окошках вырезаны с такой любовью и так красиво, что кажется, что это вовсе не дерево их обрамляет, а самые настоящие кружева. Вот другой дом, постарше. Чистенький, аккуратный, с подстриженной травкой и с поленницей дров рядом со входом. Вот третий, совсем старенький. Но какие заботливые у него хозяева. Весь двор здесь засажен цветами - мальвами и золотыми шарами, и так они замечательно смотрятся на фоне его бревенчатого сруба, окон с белыми ставенками, что так и хочется стоять и любоваться, и фотографировать их, выискивая все лучшие и лучшие ракурсы.
Я не знаю, почему так сложилось в Суздале, и почему совсем не так в других российских городах. Мэр ли там такой, что заставляет горожан содержать свои дома в порядке, наводить во дворах красоту? Или сами жители такие сознательные, что не хотят жить в убогих хижинах, а предпочитают аккуратность и уют? Но там так есть. А добавьте ко всему этому милую, местами заросшую ряской и кувшинками речушку Каменку с обрывистым одним из берегов, откуда открывается прекрасная панорама на другой берег с такими же чудесными домиками и многочисленными церквушками, с деревянными мостиками через эту речку, с заливными зелеными лугами, где вольно пасутся коровы, козы и лошади.
Добавьте блинчики и свежую домашнюю сметану на завтрак, коя даже отдаленно не похожа на ту, которую мы привыкли называть сметаной и покупать в столичных магазинах. Добавьте медовуху, настоящий русский сбитень, квас, морс, моченые яблочки и малосольные огурчики, которые выращивают в своих садах и огородах местные суздальские бабушки и тетушки, а затем продают из пластмассовых ведерок по десять рублей за штуку, вытаскивая их из аппетитного рассола, пахнущего укропом и листом смородины.
Добавьте национальное местное блюдо - мясо в горшочке, запеченное с морковью и молодой картошечкой, приправленное сметаной и укропчиком, которое, кстати, можно попробовать во многих суздальских трактирах, тавернах, трапезных и постоялых дворах, как принято называть здесь места, где можно пообедать.
Добавьте тихие закаты у стен монастырей с запахом дымка костров, пришедших на берег речки немногочисленных горожан, решивших приготовить печеной картошки. Закаты, когда солнце садится в Каменку, освещая все вокруг желтым золотом.
Разве не захочется вам остановится в таком городе? Побыть здесь хотя бы пару дней, никуда не торопясь, а просто гуляя по нему, вдыхая свежий сказочный воздух, отведывая пирожков из печки и запивая их медовухой? Захочется! Вот и нам захотелось!
А сколько же здесь церквушек! Не счесть! Нигде больше я не видела такого количества устремленных ввысь куполов - золотых, медных, серых, зеленых, черных! Какие-то из них чисты, ухожены, любимы прихожанами.
Другие, словно прекрасные цветы, выросшие на обочине, вроде бы и брошенные, и не нужные, но даже в своей обреченности, не менее прекрасные! А, может, и выживут они, пройдет еще пара лет, и возьмутся за их реставрацию. Ведь, откровенно говоря, мы не встретили в Суздале ни одной безвозвратно погибшей церкви. Кажется, подлатать дыры в стенах, оштукатурить их, выровнять купола, подкрасить и можно снова приглашать прихожан.
Конечно, после того, как ЮНЕСКО внесло в список всемирного наследия белокаменные здания Суздаля, он стал жить за счет туристов. И безусловно есть в центре города попсовые и лубочные места, есть! Ювелирные и антикварные лавки, лотки с валенками, с псевдорусскими самоварами и утюгами, с избитыми сувенирами из дерева и бересты, рядом с которыми по привычке толпятся иностранцы.
Есть кареты запряженные лошадьми - кареты на любой вкус и цвет: "старинные", "купеческие", "деревенские", гламурно розовые с обивкой в рюшечках. Мы встретили даже большевистскую - кучером в ней был мужчина, одетый красноармейцем, из кареты торчал красный советский флаг, а сзади стоял пулемет. Прокатиться на такой по городу стоило от 300-500 рублей и выше.
Но вот, чего мы не увидели в Суздале, так это как раз того, чего я больше всего боялась - огромных туристических толп. Их не было ни у торговых рядов с массой магазинчиков, ни в трактирах и в кафе, ни в кремле, ни в монастырях, ни в музеях. Хотя нет, конечно, туристы там были, но не в таких жутких количествах, с какими у нас ассоциируются города Золотого кольца.
Но согласитесь, было бы странно, если бы их не было вообще!
В летописях написано, что Суздаль появился на свет в 1024 году. Хотя, на самом деле, в 1024-м в нем уже вспыхнуло какое-то крестьянское восстание, а появился он гораздо раньше. Но это упоминание о восстании было первым о городе. А у нас так принято: когда было первое упоминание, в том году и считается, что появился город. Что интересно, примерно тогда же в эти края пришло и христианство. То есть, Суздаль одновременно начал развиваться и в экономическом и в религиозном плане. Так уж получилось. Потом в его истории будет много всего интересного: и плохого, и хорошего. Татаро-монголы сожгут дотла город, через век после этого он полностью восстановится, станет столицей княжества, и здесь начнется расцвет Золотого века, потом столицу переведут во Владимир, затем в Москву, а Суздаль останется центром епархии. Будут смута и войны, когда город почти полностью разграбят, будут пожары, в которых сгорят почти все деревянные церкви. Но на их месте отстроят белокаменные - те самые красавицы, которыми любовались мы, гуляя по суздальским улицам.
Но когда город только зародился, конечно, первым, что появилось в нем, был кремль. В него-то мы и отправились в первую очередь.
Конечно, раньше он был другим, деревянным, сначала с тыном из заостренных сверху бревен, а потом с башнями, откуда можно было отстреливаться от злобных врагов, с валами и рвами, заполненными водой. Впрочем, мы и сейчас увидели заросшие травой городские валы в некоторых местах.
Но в целом кремль, представший пред нашими глазами, был уже совсем другим - музейным и туристическим. Ну, и ладно! Все равно, как и прежде, здесь стояли на месте белокаменный и пятиглавый с синими куполами собор Рождества Богородицы (кстати, это именно его единственного я запомнила из той поездки в Суздаль, когда меня возили сюда в мелком возрасте), напротив него - соборная колокольня с часами, а чуть поодаль между ними - архиерейские палаты, возведенные в 16 веке.
Собор Рождества Богородицы.
Мы же из всего того разнообразия музеев и выставок, которые здесь предлагалось посетить, выбрали две. Нам очень захотелось попасть внутрь собора Рождества Богородицы и побывать внутри колокольни, где воочию можно было увидеть единственную сохранившеюся в России Иорданскую сень.
Вообще, самую первую церковь в Суздальском кремле воздвиг еще Владимир Мономах. Однако место он выбрал абсолютно неподходящее - в бывшем овраге. И как его не засыпали перед строительством храма, как не утромбовывали грунт, собор после того, как его возвели, начал проседать и быстро ветшать. К 1222 году все поняли, что долго он не прослужит, а потому частично его разобрали и надстроили. Ну, а после повторно освятили. Конечно, с тех пор его реконструировали и перестраивали еще ни раз. Но официально считается, что именно тот год - 1222-й - настоящий год основания храма. Кстати, сейчас большую часть поздних архитектурных добавлений снесли.
Внутри собора Рождества Богородицы теперь музей. Точнее, как музей?.. Никаких особых экспозиций в нем нет, но храм при этом не действующий. Мы зашли внутрь. Внутри было очень темно, и когда наши глаза привыкли к темноту, взору представилось все то убранство, которое было в храме несколько веков.
Этот храм изначально был задуман, как "гробница" - усыпальница княжеских и церковных властителей суздальской земли - князей и епископов. И среди прочих, мы встретили там саркофаги князей Шуйских, Скопиных-Шуйских, Ногтевых и других. Был здесь иконостас с иконами 17-19 веков. Мы видели большой ходовой фонарь, названный за свою красоту и размеры царь-фонарем, который был сделан в 17 веке по заказу митрополита Иллариона. Похожую на огромный самовар водосвятную чашу 19 века. Выносные кресты опять же 19 века. И многие другие вещи и атрибуты, кои применялись в православных службах и ритуалах на протяжении многих веков существования церкви. К сожалению, нам не удалось долго побыть в соборе Рождества Богородицы, он уже закрывался, и мы отправились в соборную колокольню, которая работала на полчаса дольше.
Мы поднялись по крутой каменной лестнице и оказались в довольно-таки длинной комнате-галерее. Нет, колокола здесь не висели - они были выше. Галерея же была поделена на два крыла. В одном из них располагался какой-то музей, а в другом та самая Иорданская сень. Честно говоря, несмотря на то, что я была в Иордании, я себе слабо представляла, что такое Иорданская сень, хотя и полагала, что она имеет какое-то отношение к крещению. И вот мы вошли в небольшую комнатку. В самом ее центре, занимая почти все пространство от пола до потолка стояло резное деревянное сооружение, похожее на беседку, а внизу, прямо под ним, была символически изображена прорубь во льду в виде креста.
Я оказалась права, Иорданская сень использовалась в праздник Крещения. Ее устанавливали на реке Каменке, к ней совершали крестный ход, священник трижды опускал крест в прорубь, освящая воду. А затем в нее могли окунаться все желающие, ну и креститься, конечно же.
Иорданской же ее называли не просто так, а в память крещения Иисуса Христа в реке Иордан. После того, как праздник заканчивался, сень разбирали и хранили в разобранном виде до следующего года. А придумал соорудить ее и устанавливать каждый год на Каменке митрополит Илларион - очень продвинутый священнослужитель, живший в 17 веке и многое сделавший полезного для Церкви. Сейчас он, кстати, похоронен в соборе Рождества Богородицы, и жители Суздаля чтят его, как местного святого. Конечно сень, за четыре столетия не раз ветшала, но, что интересно, ее всегда реставрировали, заново украшали резьбой, росписью или просто красили и снова использовали по назначению. Вот только теперь в музее стоит!
Конечно, нельзя закончить путевую заметку о Суздале только рассказками о его кремле, церквушках и улочках. А монастыри, коих тут наберется, не меньше десятка? Но о них и о том, как мы познакомились с самым настоящим звонарем и поднимались вместе с ним слушать звон на колокольню, я вам поведаю в следующий раз.
При использовании материала ссылка на сайт «Суздаль Онлайн» обязательна.
Комментарии