Суздаль « Новости Суздаля « 2011 « Январь
Некорректность по отношению к истории
Или какие цензоры просмотрели «одну деталь»?
Одна за другой выходят книги генерального директора Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника А.И.Аксеновой, и невольно складывается впечатление, что кроме неё исторической наукой в этой организации никто не занимается. Во всяком случае, только она одна смогла защитить диссертацию на ученую степень кандидата исторических наук, находясь более чем в семидесятилетнем возрасте. В основу диссертации легла книга «Суздаль. XX век», увидевшая свет в 2003 году.
«Перелистывая страницы истории Суздаля, я вела рассказ, строго придерживаясь многочисленных неопубликованных доныне документов, - пишет автор в предисловии, - хранящихся в архивах областном и музея-заповедника, опубликованных в научных трудах и на страницах газет и журналов, иногда позволяя себе высказать своё личное мнение к тем или иным описываемым событиям. Ни одна фамилия не изменена, как это делается часто по соображениям так называемой «корректности» по отношению к потомкам упоминаемых. Но я придерживаюсь принципа: что было, то было».
Неплохой принцип. Но А.И.Аксёнова в своей книге допустила довольно много фактических ошибок, неточностей, опечаток, не изменив, а перепутав имена и отчества людей и исказив некоторые фамилии (например, специалиста отдела музеев Наркомпроса Мамуровского обозвала Машуровским, а Никуличева, владельца единственного во Владимирской губернии колокололитейного завода, - Никулиным.) и названия (деревянная Преображенская церковь, например, была перевезена в г.Суздаль отнюдь не из села Котлярово, как пропечатано на стр.166., а Козлятьево). «Завод по переработке мяты в масло» был не у Морникова, как утверждается на стр.18, а Моренкова. Вполне возможно, что это машинистка или наборщик на компьютере ошиблись при перепечатке статьи К.Либеровского «Огородничество в Суздальском уезде». Но как же с обещанием автора книги «строго придерживаться документов»? В данном случае речь должна идти о внимательном их прочтении при подготовке рукописи к печати и ответственности перед читателем за каждый напечатанный приведенный факт и каждое слово. Тем более, в издании, претендующем называться научным.
Конечно, история г.Суздаля XX столетия еще не изучена и не систематизирована. Пока только отдельные страницы. Очень много белых пятен в истории бывшего Покровского женского монастыря советского периода. Музей-заповедник на протяжении длительного времени этим не интересовался и не занимался. А.И.Аксенова рассказывает об экскурсии для двух пожилых людей, которую однажды проводила сотрудница музея Л.Р.Горелик. В Покровском монастыре гости попросили прервать экскурсию и рассказали своему гиду о том, что в 1930-х годах они здесь … работали, трудились в бывшем монастыре, в закрытой лаборатории, где была изобретена вакцина против туляремии…
«Это была для нас в ту пору оглушительная новость», признается Аксёнова в своей книге. Хотя случай этот произошел в середине 1970-х годов. Была окружена «непроницаемой тайной» деятельность организации, которую автор называет «секретным институтом». А вот московскому журналисту и писателю М.Поповскому ещё в 1961 году «посчастливилось», как пишет генеральный директор музея-заповедника, найти оставшихся в живых ученых – профессора Н.Олсуфьева, творцов вакцины Н.Гайского и Б.Эльберта и «вытянуть из них довольно скупые сведения», а потом издать книгу под названием «По следам отступавших».
А что мешало научным сотрудникам музея-заповедника в 1960-1970-1980-е годы разыскать бывших сотрудников секретного «института» и записать их воспоминания! Попробовать «вытянуть» сведения. Ведь часть бывших сотрудников и служащих БОНа (так называлось это секретное учреждение) проживала в Суздале!
Заставила Владимиро-Суздальский музей-заповедник обратить серьёзное внимание на эту страницу истории г.Суздаля и Покровского монастыря статья всё того же М.Поповского, опубликованная в июльском номере журнала «Знание – сила» 1995 года. В письме к дочери Н.Олсуфьева Евгении Николаевне от мая 1994 года Поповский пишет следующее:
«…Профессор Олсуфьев, хотя и был человеком осторожным… рассказал мне… о массовых арестах и уничтожении микробиологов в 1930-32 годах и о создании в Суздале секретной лаборатории, где готовилось наступательное и оборонительное бактериологическое оружие. Часть истории мне рассказал Борис Эльберт, а часть – Ваш отец…»
А.И.Аксенова воспроизводит некоторые воспоминания ученых из книги М.Поповского и другие сведения, кратко пересказывает её содержание. Почти вся информация из этого источника, оттуда же и иллюстрации. Следует сказать, что Алиса Ивановна не внимательно изучала опубликованные материалы М.Поповского. В изданной в 1963 году книге «По следам отступавших», пишет она, в одной из глав М.Поповский описал историю создания живой вакцины против тяжелой болезни туляремии микробиологами, работавшими в «некоем монастыре», - упоминание Суздаля цензоры, мол, запретили.
«Но просмотрели-таки одну деталь, - интригующе пишет А.И.Аксёнова, - рядом с фотографиями Бориса Эльберта и Николая Гайского был помещен рисунок – стены старинного монастыря, купола соборов и церквей – очень узнаваемые силуэты суздальских памятников! Просмотрели цензоры! Всё-таки было означено для понятливых место заточения творцов ценной вакцины»
Рядом с этим текстом в книге А.И.Аксёновой воспроизводятся фотографии ученых Н.Гайского, Б.Эльберта, Н.Олсуфьева, а ниже рисунок. «Тот самый рисунок…» - пишет автор, предлагая на него взглянуть и порадоваться её прозорливости. Просмотрели, мол, цензоры-простофили, а я, будучи понятливой, это место узнала – это Покровский монастырь. С очень большой натяжкой можно допустить, что «просмотрели цензоры». А вот про Алису Ивановну с полной уверенностью скажем: «Недосмотрел уважаемый автор!» Узнаём силуэты церквей, монастыря, но это не Покровский монастырь, и это вообще не суздальские памятники!
Это легко доказать. За монастырской стеной виден пятиглавый собор, а в Суздальском Покровском монастыре главный храм всегда имел три купола. На «том самом рисунке» колокольня находится по правую сторону от собора, а в Покровском монастыре, если смотреть со стороны Александровского монастыря и реки Каменки, как известно, по левую. Наконец, Алису Ивановну почему-то не смутила водная гладь перед монастырем с лодкой на переднем плане и птицами над водой. Это явно не мелководная Каменка, а озеро или море.
Невдомёк генеральному директору Владимиро-Суздальского музея-заповедника А.И.Аксёновой, что из Суздаля в середине 1930-х годов БОН перевели на один из островов на озере Селигер Калининской (ныне Тверской) области, где сохранился «некий монастырь». «Тот самый рисунок» сделан на Селигере, а не в Суздале.
Прохор ДУБАСОВ.
Вечерний звон № 14 (86) ноябрь 2008 г.
Тот самый рисунок...
При использовании материала ссылка на сайт «Суздаль Онлайн» обязательна.
Комментарии