Суздаль « Новости Суздаля « 2011 « Апрель
«Вечерний звон»... Как много дум наводит он?
К 20-летию выхода в свет первого номера «Вечернего звона»
Как я стал редактором газеты
В августе 1990 года в СССР был принят «Закон о печати», который впервые предоставлял право учреждать средства массовой информации не только учреждениям и организациям, но и частным лицам, достигшим 18-летнего возраста.
У меня уже был довольно большой опыт работы и сотрудничества в местных и центральных газетах. В разные годы я был внештатным корреспондентом газет «Сельская новь» (с 1977 г. «Суздальская новь»), «Магаданский комсомолец» и «Призыв» – главной газеты Владимирской области (печатный орган Владимирского обкома КПСС). Был делегатом нескольких съездов рабочих и сельских корреспондентов. Хорошим подспорьем мне, как журналисту, явилась фотография, которой я стал заниматься с января 1975 года.
Любимый жанр – интервью. Со студенческих лет я брал интервью у многих знаменитых деятелей культуры и искусства, приезжавших во Владимир и Суздаль. Главным образом это были артисты театра, кино и эстрады. Пожалуй, первой знаменитостью, с которой я отважился познакомиться и побеседовать был танцовщик Владимир Шубарин. Танцы я обожал всегда. Мастер выступал в зале Владимирской филармонии с программой «Танцы в современных ритмах». Моё интервью с В.Шубариным было опубликовано в молодёжной газете «Комсомольская искра», что меня приободрило. В год окончания пединститута я интервьюировал, помню, Людмилу Зыкину и Махмуда Эсамбаева. Мои интервью с ними появились на страницах «Призыва».
А потом я уехал в Магаданскую область по распределению. Работал учителем английского языка в средней школе и одновременно пописывал статьи в местные газеты: «Заря Севера» Хасынского района, «Магаданский комсомолец» – областную газету. Находясь на службе в рядах Советской Армии (на Камчатке), отправлял корреспонденции в газету Краснознамённого Дальневосточного военного округа «Суворовский Натиск» (г.Хабаровск). К занятиям журналистикой относился как к хобби, увлечению. Больших способностей к этому делу у себя не ощущал.
Продолжал сотрудничество с газетами и в Суздале, куда вернулся после службы в армии. А работал экскурсоводом Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В течение девяти с половиной лет ежедневно проводил экскурсии по городу и музейным экспозициям. Туристов приезжало великое множество, трудился я с удовольствием, рассматривая экскурсию как театр одного актёра. Был азарт даже. Успевал всё: и экскурсию провести, и какую-нибудь знаменитость сфотографировать, написать статью в газету, побывать на съёмочной площадке, в которую превращался то кремль, то Спасо-Евфимиев монастырь, то берега Каменки. Киностудии отправляли в Суздаль одну творческую группу за другой. Культурная жизнь в городе в 1970-1980-е годы бурлила!
Я чувствовал себя свидетелем очень интересных событий и целенаправленно стремился зафиксировать, запечатлеть их для современников, потомков, для истории. Чувство истории у меня было обострённым. Я осознавал, что делаю полезное для общества дело. Но в музее мою деятельность не приветствовали, как ни странно, наоборот – критиковали и зажимали по работе. Ты занимаешься фотографией, мол, в рабочее время. Но я категорически был не согласен с этим - музей платил мне только за реально проведённую экскурсию (сдельно), заставляя приходить утром и сидеть в экскурсионном бюро весь день … бесплатно.
В те 70-е и 80-е годы я мечтал о работе в редакции какой-нибудь газеты собственным корреспондентом по Суздалю - чтобы иметь свободный режим работы и снабжать редакцию информацией о культурной и прочей жизни города и района. Я хотел быть свободным художником, как иногда говорят. Пытался предложить свои услуги редактору «Призыва», но мне пояснили, что корпункты создаются обычно в отдаленных от редакции местах, в Суздале же иметь собственного корреспондента не положено – от Владимира до Суздаля рукой подать. Если понадобится, пошлём специального – для освещения определенного события.
В конце 80-х я устроился на работу в «Суздальскую новь», но проработал недолго – не по душе пришлась «гонка за строчками» и атмосфера, царившая в редакции. Моё положение было неопределённым. А тут настал 1990 год. В августе вышел в свет «Закон о печати», впервые предоставивший право учреждать средства массовой информации частным лицам.
Вот она возможность стать свободным художником! Но журналистского образования у меня нет, думал я, да и опыта серьёзной профессиональной работы в этом деле – тоже. Тут же надо было взвалить на свои плечи функции редактора. Справлюсь ли?
О том, чтобы стать учредителем газеты мысли не было. Возникла мысль организовать культурно-историческую газету под эгидой Владимирского областного отделения фонда культуры: чтобы оно учредило газету, а я работал в редакции в каком-нибудь качестве – не обязательно редактором. Я в те годы был членом правления Фонда, принимал участие в деятельности областного Общества краеведов, организованного по инициативе Фонда. Председатель Фонда культуры поддержала мою идею создания газеты под крышей Фонда. Ирина Григорьевна сказала: «Мы готовы учредить газету. Пишите Устав, готовьте материалы для первого номера. Но бумаги у нас нет. Найдёте бумагу сами, мы оплатим».
Бумага и многие другие товары тогда были в дефиците. Не было проблемы денег. Была проблема наличия товара на прилавке. Поэтому вместо глагола «купить» чаще использовался глагол «достать». Достать можно было по блату или по так называемому бартеру: ты мне, я – тебе. У меня же для сделки не было никакого товара. Кроме фотографий.
Тем временем однажды в редакции газеты «Призыв» я случайно встретил своего друга Серёжу Ильина, с которым учился на кафедре кино-фотоискусства культурно-просветительного факультета МГИКа. Сергей Иванович со своим знакомым искали Е.Зарецкого, редактора газеты «Калейдоскоп». «А зачем он вам нужен? - спросил я. – Может быть, я смогу вам помочь…». Ребята сказали, что задумали организовать свою газету и им нужен редактор.
Я предложил им свои услуги. Через некоторое время состоялась деловая беседа, во время которой мы договорились о следующем: Александр Иванович и Сергей Иванович от имени своей фирмы учреждают газету, находят полиграфическую базу, обеспечивают издание бумагой, а я работаю над выпуском номеров, делаю газету; после распространения тиража я плачу им 10 % от выручки; свои отношения мы строим на основании учредительского договора. Газету должны были регистрировать во Владимирском горисполкоме, как сейчас помню, в четверг. Но по каким-то причинам заседание не состоялось, его перенесли на следующий четверг.
Появилось дополнительное время для размышлений. На следующий день, будучи в Доме печати во Владимире, поделился своими планами с давнишним своим знакомым журналистом В.М.Хлюпковым, который когда-то работал корреспондентом суздальской районной газеты, а позднее стоял у истоков упомянутой выше газеты «Калейдоскоп». Талантливый журналист, умный человек, но его карьере сильно повредило увлечение «зелёным змием». Владимир Михайлович очень хорошо ко мне относился, следил за моим ростом. Именно он предложил мне самому выступить учредителем газеты. «Ты скажи этим ребятам, что будешь платить им те же10 % дохода, но учредителем и редактором будешь ты». Я так и сделал, но мои компаньоны не пожелали отказываться от учредительства.
Тем временем, продолжая сомневаться, я решил посоветоваться в Суздале с Л.Н.Кручининым, умудрённым опытом человеком. Он поддержал мою идею по организации газеты, но зарегистрировать её предложил не во Владимире, а в Суздале. Вообще, мол, не надо связываться с Владимиром. Лорд Николаевич предложил такую схему: летом закупим у суздальских огородников огурцы, отвезём их в Сыктывкар, на целлюлозно-бумажный комбинат, и предложим работникам его бартер: мы вам по дешёвке огурцы, вы нам – газетную бумагу.
Приободрённый, я вскоре после этого разговора пришел в Суздальский городской исполнительный комитет и сказал, что хочу зарегистрировать газету. Частную. Это вызвало удивление, конечно, но ничего не поделаешь – закон есть закон - дали мне заполнить анкету-заявление. При заполнении этого документа я наткнулся на вопрос о языке, на котором будет печататься издание, и подумал: на русском, конечно, но почему бы не указать и …английский! Это же ни к чему не обязывает, за это деньги платить не надо. А кто знает, может и пригодится эта заявка на английский. Я вписал два языка, а позднее пожалел, что не вписал в заявление еще парочку-троечку языков: немецкий, французский, итальянский.
Газета «Вечерний звон» была зарегистрирована 30 ноября 1990 года. Я довольно быстро подготовил к печати первый номер. Нужна была бумага для него. Ждать следующего огуречного сезона не хотелось. Выход был найден в доме Л.Н.Кручинина: один из его знакомых сказал, что у него в институте, в Москве, есть три рулона билетной бумаги; если подойдёт, могу привезти. Билетная вряд ли могла подойти для печати газеты. Присутствовавший при беседе главный инженер СМУ «Суздальстрой» Е.А.Черкашин сказал, что в его организации на складе лежит рулон писчей бумаги бледно-зелёного цвета. Кончилось всё тем, что привезённую из столицы билетную бумагу мы обменяли на писчую, а рулон писчей отвезли на машине Л,Н.Кручинина в г.Владимир, где в издательстве «Призыв» в обмен получили газетную – ту, что надо.
Дальше наш путь лежал в г.Орехово-Зуево Московской области, так как Владимирская типография отказалась принять заказ на печатание номера, ссылаясь на перегруженность работой, теми же заказами. И действительно: в этой типографии печатались все городские, районные и областные газеты Владимирской области, а новая областная газетная офсетная типография на улице Благонравова еще не была сдана в эксплуатацию. Случайно узнав, что в г.Орехово-Зуеве есть межрайонная типография и что там газеты печатаются офсетным способом, я позвонил туда. Мне сказали, что готовы принять разовый заказ. Но нужно привезти банку офсетной краски и пластину для разделения цвета…
Краска и пластины были в дефиците, но я достал их. Наконец мы приехали в Орехово-Зуево, нашли типографию. Я оформил все документы, заплатил за работу наличными. При мне были макет номера и материалы к нему. Макет сделал мой знакомый – В.Шульгин, работавший в «Суздальской нови», он был размечен на шесть колонок. Однако в орехово-зуевской типографии мне сказали, что он не годится и его надо переделать на 5 колонок. Пришлось срочно искать в незнакомом городе человека, журналиста, который смог бы подготовить номер к печати.
События происходили в январе 1991 года. Номер газеты «Вечерний звон» под №1 был напечатан накануне праздника Крещения Господнего, что я считал хорошим предзнаменованием. Л.Н.Кручинин помог мне привести тираж домой.
Кстати о тираже. Не имея опыта, я спросил у Е.Зарецкого, с которым раньше работал в «Суздальской нови», каким тиражом печатать газету. Евгений сказал мне, что печатать газету тиражом менее 20 тысяч невыгодно. Я и напечатал 20 000. А население г.Суздаля составляет 12 тысяч…. Когда я привёз тираж и выгрузил пачки в квартире мамы, то испугался: а вдруг не смогу распространить? куда девать макулатуру?..
Спасло то, что туристов еще в Суздаль много приезжало. Но всё равно пришлось немало приложить усилий и побегать, чтобы «Вечерний звон» разошелся. Торговал газетой в Суздале, Владимире, Москве, где придётся. Один раз, помню, зашел даже в суздальскую баню. Хорошо брали «Вечерний звон» в электричках ковровского и московского направлений. В феврале 1991 года в Москве в рамках фестиваля «Вьюговей-91» в парке им.М.Горького проводилась ярмарка колоколов, в показательных концертах участвовали звонари из Суздаля В.Гаранин и Ю.Юрьев. Я как земляк оказывал им моральную поддержку. Расхаживал вокруг передвижной звонницы и выкрикивал: «Вечерний звон»! Покупайте газету «Вечерний звон»! Только здесь! Только сегодня! Газета о колоколах и звонарях!» И действительно: одним из героев первого номера был Юрий Юрьев, очерк о нем назывался так: «Юрьевские звоны на Юрьевской заставе»
На торгующего газетой молодого человека обратила внимание небольшая съёмочная группа из Южной Кореи. «Что за газета, откуда? Какой тираж?» - спрашивает корреспондент. - «Двадцать тысяч тираж». – отвечаю. - «А сколько жителей в вашем городе?» - «12 тысяч». Иностранцы были очень удивлены. «Вечерним звоном» №1 я торговал всю весну и лето. Второй номер газеты напечатал в апреле 1991 года в новой газетной типографии; тираж был 5 тыс. экземпляров. Дело пошло. Постепенно газета увеличивалась в объёме: с четырех до шести, а потом восьми (с октября) полос. Со второго номера мне помогал выпускать газету директор Владимирской мебельной фабрики А.Ф.Петренко, взяв на себя функции издателя.
Творческих проблем у меня не было: за многие годы работы в архиве и библиотеках, в процессе постоянной деятельности в качестве внештатного корреспондента я накопил достаточно материала по истории и культуре края, собрал уникальную коллекцию фотографий. Самое главное – я занимаюсь любимым делом. За 20 лет мне удалось выпустить около 100 номеров газеты. Считаю удачными номера, посвященные истории Смутного времени («От Димитрия до Димитрия»), пребыванию в г.Суздале итальянских военнопленных, 100-летию со дня рождения М.Цветаевой (её предки были священниками и жили на территории Суздальского уезда), замечательному поэту-песеннику А.Фатьянову, художникам Н.К. и С.Н. Рерихам, 300-летию организации Суздальского пехотного полка, которому 6 мая 1900 года было даровано имя его бывшего командира выдающегося русского полководца А.В.Суворова. Именно с солдатами и офицерами Суздальского полка Александр Васильевич начинал осваивать науку побеждать, а 16 февраля 1771 года в рапорте генерал-поручику И.И.Веймарну написал: «Я думал с суздальцами победить весь свет».
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Воевать не числом, а умением - это все заповеди генералиссимуса. И один в информационном поле – воин! Я же делаю газету ОДИН. Дух нашего легендарного соотечественника А.В.Суворова помогает мне преодолевать невзгоды и одерживать победы. Выпуск каждого номера «Вечернего звона» для меня ПОБЕДА.
Юрий БЕЛОВ,
учредитель и редактор культурно-исторической газеты «Вечерний звон»
При использовании материала ссылка на сайт «Суздаль Онлайн» обязательна.
Комментарии