Суздаль « Новости Суздаля « 2011 « Июнь
От Федорова до Федорова
Мне нравится тема «От Федорова до Федорова», обеспечивающая связь времен, преемственность поколений и показывающая вклад двух наших земляков с одинаковой фамилией в историческую науку или просто историю. История это описание многообразия того, что было, рассказ о событиях и людях, происшествиях, о быте племён и народов. Гражданская история нашего края теснейшим образом переплетается с историей церковной.
Вот почему рассказ о Федоровых можно начать с …Федора – первого святителя, епископа, грека по национальности, прибывшего в «Суждальскую страну» в свите киевского Великого Князя Владимира в 990 году с целью насаждения здесь христианской веры. Крестил суздальцев ( в реке Каменке), по преданию, именно он. Князь Владимир построил на территории нынешнего кремля первый храм божий в честь Рождества Пресвятой Богородицы, из дубового леса, а, удаляясь из пределов нашего края, оставил святителя Федора в Суздале для миссионерской и проповеднической деятельности. Федор был назначен первым епископом Ростово-Суздальской земли.
Интересно, что в 1890 г. суздальцы торжественно отмечали 900-летие прибытия св.Федора в наш край и принятия христианства. В бывшем архиерейском доме была учреждена Федоровская церковно-приходская школа. В XIX столетии пробудился очень большой интерес к культурно-историческому наследию г.Суздаля. Пришла известность к первому суздальскому историку Анания Федорову, составившему в 1754 году труд под названием «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале, о построении его и о бывшем в нём великом княжении и о прочем к тому потребном, ради любопытных собранное из различных показаний вкратце».
Великий труженик
Кем был автор, что побудило его заняться тяжким трудом архивариуса и летописца, что мы знаем о нем?
Точные даты рождения и смерти Анания Федорова не удалось никому из современников зафиксировать и они остались неизвестными. Родился будущий летописец примерно …300 лет назад (1711 - 1712). Появился на свет в одном из древнейших городов Святой Руси, который веками называли «богоспасаемым градом», происходил из священнического рода и, продолжая семейную традицию, сам стал священником. Причем, главного и самого древнего храма города Суздаля – Богородице-Рождественского собора. С детских лет Анания занимался богоугодными делами, неустанным послушанием, хотя монашеского пострига не принимал.
С восьми лет от роду мальчик был назначен местным епископом Варлаамом чтецом в Казанскую церковь, находившуюся на торговой площади. В помощь отцу, служившему священником в соседней – Воскресенской. Две церкви составляли один приход. То есть подросток осваивал азы богослужений под крылом отца, которого звали Фёдором (отсюда фамилия). Достигнув совершенных лет и женившись, Анания был переведён в городской собор и посвящен там в иподьяконы. Так получилось, что все правящие суздальские архиереи обращали внимание на трудолюбивого молодого человека и способствовали его росту.
Епископ Симон (1730-1747) однажды , будучи вызванным в Св.Синод, взял А.Федорова с собой в Петербург, где он пробыл полтора года, а сменивший Симона Порфирий (1748-1755) поручил разобраться с мощами суздальских святых Федора и Иоанна: «Давно ль и кем и по какому случаю и каковым явлением оные мощи из недр земли наверх изъяты и в каковом качестве находятся, и как давно и от кого торжество оным святителям установлено». Епископ Федор умер в начале XI века, а епископ Иоанн – во второй половине XIV. Сколько же летописей пришлось за короткий срок (несколько месяцев) священнику А.Федорову перелопатить, сколько всевозможных преданий выслушать, сопоставить факты и домыслы и сделать определённый вывод! В это время он находился в сане священника и был назначен ключарем Рождественского собора.
Доклад владыке Федоров сделал в ноябре 1749 года. Вот с этого труда началось собирание материалов, изучение и осмысление многовековой истории Суздаля. Пять лет прошло, прежде чем ключарь и историк закончил свое «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале». Обширный труд был воплощен в рукописном виде. Почерк у автора был очень хорошим. Вот свидетельство современника: «Летопись эта, писанная в лист, рукою сочинителя, прекрасным четким и правильным полууставом, состоит из трёх частей». Писать пером и чернилами Анания Федоров приучился с детства, виною тому – любовь к книгам, как источнику знаний. Правнук историка Е.Знаменский оставил свидетельство, которое хочется процитировать:
«С течением лет, начала в нём развиваться неодолимая охота к чтению, но при скудных тогдашних способах к расширению своих сведений, он не имел средств доставать печатные книги, и потому все, что только ему попалось книжное, неутомимо списывал».
Так А.Федоров в молодые годы списал всю Грамматику М.Смотрицкого (около 400 страниц), Арифметику Магницкого, Философию Дамаскина, Кабалистику Реймундалия, Пасхалию, весь греческий и латинский лексикон и другие книги. Все сохранившиеся факты говорят о том, что Анания был великим тружеником.
Рассказывают, что он был жития трезвенного, благочестивого, в речах и поступках скромен, беседа его была живая, поучительная, назидательная. Его любили в особенности тогдашние светские сановники, и нередко воевода города Суздаля и прочие приезжали к нему в дом побеседовать о предметах священных, послушать его рассказы о делах давно минувших. Так уважали его все за необыкновенную в то время в духовенстве ученость и любознательность.
Естественно, что «Историческое собрание» А.Федорова было по достоинству оценено просвещенными людьми, востребовано - копировалось другими переписчиками, было сделано, думается, немало списков. Вот только ждать печати пришлось ровно 100 лет.
Каким-то образом о сочинении А.Федорова узнал канцлер Н.П.Румянцев, который в течение многих лет отыскивал и собирал рукописные книги и документы по русской истории. В 1825 году оно в подлиннике было затребовано в Императорскую Академию наук, где с неё были сняты две копии – для Академии и Румянцевского Музея древностей. На этом дело кончилось.
В 1851 г. на страницах «Владимирских губернских ведомостей» появился очерк «Анания Федоров», написанный его правнуком Егором Знаменским, который привлек внимание к незаслуженно забытому историку и его неопубликованному «обширному труду» по истории Суздаля. Он был опубликован в 1855 году во «Временнике Общества истории и древностей Российских» по инициативе Я.А.Соловьева, отыскавшего список 1846 года у священника суздальской Смоленской церкви Иоанна Грацилевского. Подлинную рукопись (оригинал) найти не удалось. До сих пор.
«Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале» является редкостью. Только в 1970 г. С.В.Ямщиков несколько глав из труда А.Федорова опубликовал в книге «Сокровища Суздаля», в качестве приложения. Давно пора издать полностью. В первую очередь это должен сделать Владимиро-Суздальский музей-заповедник, в фондах которого хранится 4 списка «Исторического собрания» А.Федорова (Владимирская энциклопедия. Владимир. 2002 г. С.448). Тем более, что исполняется 300 лет со дня рождения автора книги – скромнейшего человека, который в предисловии признался: «Я ж наименьший истинно объявляю, что сие собирах, весьма наблюдая, по совести своей, без всякого примеса писати истину».
Любопытно, что в своей книге А.Федоров повествует не только о г.Суздале, но и Гавриловом Посаде (Гавриловой слободе). Вот начало:
«От града Суждаля на север, двадцать вёрст расстоянием, есть слобода дворцовая, именуемая Гаврилова, в которой слободе имеется конской знатной завод, конюшни Ея Императорского Величества, под смотрением шталмейстера состоящий, к той слободе на содержание конюшни многие приписаны ближние дворцовые села. Оные слободы обыватели, одна половина торговые, довольный торг имеющие, а другая пашенные крестьяне. В помянутой слободе бывает годовая великая ярмонка в июле месяце, на день святого Андрея архиепископа Критского, многие дни, где всякой товар, а наипаче холст белый и суровый продают и покупают, оная слобода по положению места на весьма имеется весёлом месте при реке».
Юрий БЕЛОВ (г.Суздаль)
(при цитировании сохранена орфография первоисточника)
Из древних Городищ – на вершину исторической науки
Лишь месяц не дожил до своего 80-летия наш земляк, уроженец села Городищи, известный ученый, заведующий кафедрой отечественной дореволюционной (XIX-XX вв.) истории Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова – Владимир Александрович Федоров (1926-2006).
60 лет непрерывного восхождения к вершинам исторической науки в стенах прославленного университета, путь от студента до заведующего одной из фундаментальных кафедр – таков жизненный путь бывшего крестьянского паренька из села с названием, овеянным дымкой древности – Городищи.
Владимир Александрович родился 28 июля 1926 года. Начальную школу окончил в родном селе, а среднюю – в Гавриловом Посаде. Позднее он с благодарностью вспоминал родную школу, учителя которой в те годы хранили лучшие традиции дореволюционной школы Министерства Народного Просвещения. Ее же предшественница – коннозаводская школа, основанная в 1760 году, была всего на пять лет моложе Московского университета.
Ученикам школы Владимир Федорович запомнился как «прилежный, старательный, отличавшийся исключительной скромностью и добротой, необыкновенной тягой к новому, к знаниям». С первого и до выпускного класса Владимир учился только на «отлично».
Сразу по окончании школы в 1945 году он, выдержав немалый (14 человек на одно место) конкурс, поступил в МГУ, на всем протяжении обучения, будучи Сталинским стипендиатом, блестяще закончил его и стал аспирантом.
Гаврилово-посадцы с интересом следили за первыми шагами на научном поприще своего земляка. На страницах районной газеты (тогда она называлась «Колхозный край») регулярно сообщалось о его становлении: сначала кандидатом, затем доктором исторических наук; о наиболее значимых его научных работах. Кстати, ряд их с дарственными надписями были переданы автором в Гаврилово-Посадский краеведческий музей. Затем, к сожалению, эти связи прервались.
За прошедшее с тех пор тридцатилетие из-под пера Владимира Александровича вышло более 150 крупных работ. Это монографии и учебники, статьи, рецензии, касающиеся важнейших вопросов отечественной истории – в основном аграрной истории и освободительного движения в России. Федоров принимал активнейшее участие в 5-ти томном издании «Истории крестьянства России с древнейших времен до 1917 года».
С 1975 года он член диссертационных советов на историческом факультете МГУ по защите кандидатских и докторских диссертаций. С 1989 года заместитель председателя диссертационного Совета.
В 1990-е годы существенное место в его научных исследованиях занимали исторические персонажи. Им были опубликованы биографические очерки об Александре I, А.А. Аракчееве, М.М.Сперанском, П.А.Столыпине, А.П.Ермолове; о выдающихся историках М.И.Семевском, Н.И.Костомарове, Н.М.Дружинине, М.В.Нечкиной – своём первом научном руководителе. С середины 90-х годов Владимир Александрович восполнил существенный пробел в исторических исследованиях и преподавании университетского курса отечественной истории – истории Русской православной церкви.
Много В.А.Федоров занимался и популяризацией исторической науки: систематически выступал с лекциями в Политехническом музее, музее декабристов в Москве, в МГУ им.М.В. Ломоносова, Доме ученых, публиковал популярные статьи в журналах.
В 1996 году В.А. Федоров был избран членом Российской академии естественной академии наук, образования, искусств и культуры. Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 1996 года В.А. Федорову была присуждена Государственная премия РФ по науке и технике за участие в подготовке издания «Российское законодательство в X-XX вв.», а решением Ученого совета МГУ от 21 декабря 1998 года – премия имени М.В. Ломоносова за педагогическую деятельность.
Под его редакцией в 2004 году вышел классический университетский учебник по отечественной истории.
При всей своей огромной занятости Федоров не терял связи со своей малой родиной. Ежегодно приезжал в село Городищи. Был прост и доступен в общении с односельчанами. Не гнушался колоть дрова и копать картошку.
Владимир Александрович практически до последнего дня жизни напряженно трудился на возглавляемой им кафедре, писал статьи, консультировал аспирантов. На момент смерти десяток «свежих» его работ находились в печати.
Пройдет еще немало времени прежде чем будет полностью осознано значение трудов Федорова для российской историографии.
Борис ВОЛЧЕНКОВ (г.Гаврилов Посад)
P.S. Еще в 2006 году, через несколько месяцев после кончины Владимира Александровича Б.А.Волченков на страницах местной печати сделал предложение о проведении краеведческих чтений памяти профессора. В 2010 году решение о проведении Федоровских чтений было принято, и они были объявлены широкой публике. Первые из них состоятся 30 июля 2011 года в Гавриловом Посаде и будут посвящены 85-летию со дня рождения ученого.
Газета «Вечерний звон» №1 (99). Июнь 2011 г.
При перепечатке ссылка обязательна.
При использовании материала ссылка на сайт «Суздаль Онлайн» обязательна.
Комментарии