Суздаль « Новости Суздаля « 2011 « Июль
В гостях у Игоря Ильинского
24 июля исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося актёра XX века, народного артиста СССР Игоря Ильинского. Его творческая жизнь проходила на подмостках театра и на съёмочных площадках кинематографа. Он стал одной из первых «звёзд» киноискусства, которое называли «Великим немым». Немые киноленты «Закройщик из Торжка», «Праздник святого Йоргена», «Процесс о трёх миллионах» и другие с участием И.Ильинского вызывали гомерический смех в зрительном зале. В конце 1930-х годов большим успехом пользовалась у публики комедия Г.Александрова «Волга-Волга», в которой мастер сыграл Бывалова. Особенно хорошо ему удавались образы недотёп и откровенных дураков, занимающих руководящее кресло. Блестяще это использовал молодой кинорежиссер Э.Рязанов в музыкальной комедии «Карнавальная ночь» (1956). Смелым экспериментом было приглашение И.Ильинского на роль фельдмаршала Кутузова в фильме «Гусарская баллада» (1962). Начинал актёр сниматься и в роли Чудака в фильме «Человека ниоткуда» Э.Рязанова, но пришлось отказаться – бегать как в молодости ему было уже тяжело… Чудака сыграл Сергей Юрский.
Я в свое время мечтал увидеть И.В. Ильинского в Суздале, где снимались фильмы чуть ли не каждый год, и куда приезжало очень много известных деятелей культуры. Годы шли, а он всё не ехал… И тогда я решил попытать счастья – встретиться с кумиром детских лет в Москве. Узнав номер домашнего телефона, в июле 1985 года позвонил из главного туристского комплекса. В столице СССР проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Главное заключалось в том, чтобы придумать убедительный повод для встречи. Я сказал Игорю Владимировичу, что в декабре исполнится 90 лет со времени изобретения кинематографа, а вы, мол, начали сниматься еще в пору “Великого немого”…
Артист разговаривал со мной уважительно. Сославшись на нездоровье, он предложил позвонить ему недели через две. Я позвонил в начале сентября, оказавшись по делам в Москве. Волновался. И напрасно: знаменитый лицедей согласился принять меня на следующий день. Он был в хорошем расположении духа:
- Знаете, как ко мне проехать? – сказал народный артист СССР. – Петровские ворота в центре Москвы. Дом, в котором я живу, окружен важнейшими учреждениями: с одной стороны находится больница № 24, сзади – церковь, в которой венчался царь Петр Первый, рядом знаменитая Петровка, 38. Чтобы попасть в подъезд нашего дома, надо знать код. Вы его легко запомните, потому что он …картёжный. 21.
На следующий день в точно назначенное время я был в Колобовском переулке. Дверь квартиры №5 открыла актриса Малого театра, народная артистка РСФСР Т.А.Еремеева – жена И.В. Ильинского. Без лишних слов она проводила меня в дальнюю комнату, потом привела туда мужа. Маленького роста старичок. Седые волосы на голове, лицо обрамляет небольшая, тоже седая, щетина. Легендарному актёру летом исполнилось 84 года, физически он был дряхл, но интерес к жизни нисколько не угас. Меня поразила великолепная память Игоря Владимировича. Особенно когда он поделился впечатлениями о просмотренном однажды полузапрещенном фильме “Перед судом истории” Ф.Эрмлера: он воспроизводил доводы и интонации разговора бывшего члена Государственной Думы монархиста В.В.Щульгина, принимавшего отречение от престола царя Николая II, с ветераном большевицкой партии. Шульгин был более убедителен …
Спустя годы, приехав на гастроли во Владимир и случайно узнав от водителя о том, что В.В.Шульгин живет здесь, Игорь Владимирович навестил этого незаурядного человека. Память сердца!
И.В. Ильинский с 1938 года служил в Малом театре или Доме Островского, как его иногда называют. С большим удовольствием играл в спектаклях “Волки и овцы”, “Лес” по пьесам этого драматурга, сам поставил “На всякого мудреца довольно простоты”, потом сделал по нему фильм-спектакль на телевидении. Мастер ревностно относился к экранизациям литературных произведений. Он и начал нашу беседу именно с этой темы, и она была главной.
- Всегда интересно смотреть спектакли или фильмы, в основе которых лежат произведения классиков. – сказал Игорь Владимирович. – Классика есть классика. Но в последнее время в театре и кино стали чрезмерно переделывать классику. Вот, например, Эльдар Рязанов сделал нашумевший “Жестокий романс”. Многие его совершенно не принимают, не признают. В фильме Я.А.Протазанова “Бесприданница” 1937 года всё было лучше, в том числе и исполнительница главной роли, хотя Н.Алисова была еще неоформленной, доморощенной артисткой – после выхода фильма на экраны она сделалась знаменитой.
Дело не в том, что я осмеливаюсь критиковать Рязанова, продолжает И.В.Ильинский. Я работал с Эльдаром Александровичем и очень его уважаю. Я просто хочу быть верным зрителем и исполнителем. Если бы я играл в этом фильме или мне дали бы фильм поставить, то я хотел бы видеть “Бесприданницу” Островского, а не “Жестокий романс” Эльдара Рязанова. Это всё-таки дешёвка, я против того, чтобы изменять классическим авторам, изменять Островскому, Тургеневу, Гоголю. Я критически отношусь ко всем таким влезаниям в соавторство.. Казалось бы, неплохо сделан фильм “Мёртвые души”. Но когда Швейцер влезает в сообщество Гоголя и наравне с ним ставится перед публикой, что вот они делали это произведение, то становится даже противно, потому что разница между Швейцером и Гоголем существует. У Гоголя восторженное отношение и любовь к России,безусловно, органично существовали и там соединялись и смех и слёзы, а у Швейцера есть только неприятие России целиком. Возможно таково его отношение как автора, и он делает это на материале Гоголя, но это не есть “Мёртвые души” Гоголя. Как может быть у Гоголя произведение “Мёртвые души” без тройки?! Без слов: “Куда ты мчишься Русь?” – пророческие слова у Гоголя. России суждено быть не Англией и не Францией, а вот России суждено бороться за справедливость, за доброту отношений.
Так что я не являюсь поклонником фильма “Жестокий романс” Э.Рязанова, сказал выдающийся мастер. Мне больше нравится его картина, которая прошла совсем незаметно.
- “Гараж”?
- Нет, не “Гараж”. “Гараж” это модная картина.
- “Служебный роман”? У Рязанова, по-моему, все картины имели успех…
- Нет, не все.
- “О бедном гусаре замолвите слово”?
- Да, вот эта. Об этой не было ни одной рецензии, а между прочим, мне лично этот фильм нравится. Интереснейшая картина! Стиль конного гусарства… В этом было что-то романтическое. И название великолепное, не хуже “Жестокого романса”
- Игорь Владимирович, большим успехом пользовался (и до сих пор пользуется) фильм Э.Рязанова “Карнавальная ночь”, в котором вы исполнили роль Серафима Ивановича Огурцова. По удивительному совпадению в 1904 году в Суздале родился талантливый поэт, которого звали точно также – Серафим Огурцов, а это редкое сочетание…
- Да, я знаю об этом. Я даже получил письмо, в котором говорилось о том, что вот есть такой поэт, его имя дорого многим и поэтому его надо бы оберечь – не надо фамилию Огурцова для фильма “Карнавальная ночь” брать. Но фильм был уже заснят, всё было сделано, поэтому отступать было трудно… Кино – слишком сложная штука. Потом, какое моё отношение? Я не режиссёр, я не имею права что либо менять. Мало ли какие фамилии могут быть одинаковыми. Я такого поэта и автора не знал. Это дело авторов сценария Б.Ласкина и В.Полякова. Они к этому относились довольно просто, и тоже не хотели менять, потому что Огурцов вошел в быт, всё равно что фамилия Бывалов у меня. У меня был такой Бывалов, помните? “Волга-Волга”. Тоже могло показаться, что был такой-то Бывалов, заслуживающий уважения, а про него пишут, вроде как пачкают.
Я кратко рассказал артисту Ильинскому биографию суздальского поэта и журналиста Серафима Огурцова, после смерти отца переехавшего с матерью, сестрами и братом Дмитрием в Иваново. Писал стихи и пьесы, издавал сборники стихов, редактировал местные газеты; в 1922 году без экзаменов был принят В.Я.Брюсовым в литературно-художественный институт (г.Москва), но учиться не смог – помешала тяжелая и неизлечимая болезнь. Серафим вернулся в Иваново и, превозмогая недуг (были парализованы рука и нога), как ровесник Н.Островский, продолжал “жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой”. Продолжал писать стихи и активно сотрудничать в местной печати. Творить. Это был необыкновенно добрый, талантливый и жизнелюбивый человек. Игорь Владимирович после каждого сообщенного факта биографии восклицал: “Что вы говорите!”
Но больше всего, я думаю, его потряс факт о том, что Серафим Огурцов и Игорь Ильинский – встречались! Точнее, находились в одном зрительном зале: премьер киноэкрана выступал на сцене Народного Дома (Нардома) текстильщиков в Иванове, а поэт и журналист смотрел и слушал, сидя в зале.
В феврале 1929 года на улицах г.Иваново появились афиши, сообщавшие о предстоящих гастролях группы московских артистов 21 и 22 февраля. Всего “два концерта при участии артиста театра имени Мейерхольда, премьера кино-экрана Игоря Ильинского”. Был большой ажиотаж в столице ситцевого края, не все желающие могли, конечно, попасть в Нардом текстильщиков. 24-летний Серафим Огурцов оказался в числе счастливчиков. Но его ожидало разочарование, поскольку москвичи представили откровенную халтуру.
Бывший активный участник художественной самодеятельности, человек разбирающийся в искусстве, и достаточно опытный журналист (бывший редактор комсомольской газеты) С.Огурцов сразу же откликнулся на концерт гастролеров. В короткой рецензии,опубликованной в главной ивановской газете “Рабочий край”, он прошелся по всем исполнителям, а закончил абзацем о “премьере кино-экрана”:
“И, наконец, “гвоздь” концерта – Игорь Ильинский показал несколько заштампованных видов движений и мимики. Вообще, Игорь Ильинский был скуп на показ своей сценической силы. Не спас и бездарный отрывок пьесы “Процесс о трёх миллионах”, в котором участвовал Игорь Ильинский”. (“Рабочий край” 26 февраля 1929 г)
Следует обратить внимание на то, что С.Огурцов не подвергал сомнению у И.Ильинского “сценической силы”, т.е. таланта и мастерства. Он деликатно и точно констатировал: “был скуп” во время гастролей. Под рецензией в 27 строчек стоит подпись: “Серафим Огурцов”. Что любопытно, в домашнем архиве народного артиста СССР И.Ильинского сохранилась вырезка из газеты “Рабочий край”. Он ссылается на нее в своей книге “Сам о себе” (Москва, 1961г.). В 1920-30-х годах артист очень много гастролировал, занимаясь концертной деятельностью: наряду с художественным чтением выступал с отрывками из театральных ролей и сцен из кинофильмов. Творчество И.Ильинского на эстраде не пользовалось популярностью! Вот его собственное признание: “Тяжело было мне, выходя с поднятым воротником пальто на улицу после своего концерта, слышать такие реплики: “Халтура”, “Знал бы, лучше поллитра купил”, “Мура”, “Дядя, плохая постановка”. Газеты обвиняли мастера в том, что он беззастенчиво спекулирует на своей популярности киноартиста, “цинично обманывает публику”, откровенно издевались над ним, заявляя, что “король экрана” – самый посредственный рассказчик, никаким особым мастерством не владеет, а пользуется давно заштампованными приемами эстрадного ремесла.
Ясно, что молодому, безусловно талантливому, уже почувствовавшему вкус всесоюзной славы, артисту Ильинскому весьма обидно было слушать и читать про себя “гадости”, особенно в провинции. Позднее он понял, почему его обвиняли в халтуре. “Перенесение искусства театра и искусства кино на концертную эстраду чревато снижением качества этих искусств,а следовательно, и снижением качества исполнителя”. И, значит, Серафим Огурцов был прав.
Но ему, провинциалу, жестоко отомстили за критику московских артистов. Посмертно.
Он умер в августе 1934 года. А фильм “Карнавальная ночь” вышел на экраны в 1956 году. Из Серафима Огурцова авторы сценария, известные юмористы Б.Ласкин и В.Поляков (он играл в фильме роль фокусника) сделали дурака. Э.Рязанов был начинающим кинорежиссером (до этого он работал в документальном кино). В роли Серафима Огурцова хотел снимать актера Петра Константинова (родом из Мурома), но директор “Мосфильма” И.А.Пырьев категорично заявил:
- Роль Огурцова должен играть Игорь Ильинский!
И.В.Ильинский в беседе 1985 года отрицал, что это была месть с его стороны. Это, мол, случайное совпадение. И было бы глупо подозревать выдающегося актёра в мести. Но вот вам еще одно удивительное совпадение: в 1969 году И.Ильинский на “Мосфильме” поставил фильм “Старый знакомый” и сыграл в нём главную роль – директора парка культуры и отдыха. Догадайтесь, как зовут героя. Правильно, Серафим Иванович Огурцов. Но только картина получилась явно неудачной. Не спасло участие в ней даже “короля экрана” Игоря Ильинского.
Юрий БЕЛОВ, автор книги «В главной роли Суздаль», заслуженный работник культуры России.
г. Суздаль
При использовании материала ссылка на сайт «Суздаль Онлайн» обязательна.
Комментарии