Суздаль « Новости Суздаля « 2011 « Ноябрь
Ошибка монаха Авеля
К 180-летию кончины «загадочного монаха» в Спасо-Евфимиевом монастыре
На территории Спасо-Евфимиева монастыря позади Спасо-Преображенского собора, с северо-восточной стороны, за отдельной оградой сохранился каменный одноэтажный корпус, в котором в дореволюционное время находилось арестантское отделение или крепость, «сыгравшая печальную роль в истории Спасского монастыря и получившая широкую известность далеко за пределами Суздаля», как писал автор книги о Суздале М.Достоевский. Довольно широкая известность к суздальскому арестантскому отделению пришла после посещения Спасского монастыря исследователем А.С.Пругавиным в 1902 году и появления его статей и книг в последующие годы. Александр Степанович признавался, что ему «посчастливилось проникнуть, хотя и не вполне легальным образом, в секретный архив Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря». Потом эта тема была на долгие годы закрыта. При советской власти печатные сведения о монастырской крепости или арестантском отделении появлялись крайне редко и были скупыми.
Даже директор Суздальского музея А.Д.Варганов в своем историко-экономическом очерке о Суздале, изданном в 1957 году, арестантскому отделению посвятил всего 19 строчек. Вот что он сообщает в книге: «Здание крепости интересно как историко-бытовой памятник. Здесь «сидели» крестьяне, участвовавшие в восстании Пугачева, декабрист Ф.П.Шаховской и др». А надо бы уважаемому автору назвать хотя бы еще одно имя из бывших арестантов – монаха Авеля, которому как раз в 1957 году исполнилось … 200 лет со дня рождения. Но Алексей Дмитриевич о нём ничего не знал.
Прошло полвека, и сейчас монах Авель составляет серьёзную конкуренцию, если так можно выразиться, декабристу Ф.П.Шаховскому, сильно его потеснил по популярности. Как только его не называют в Интернете: «монах-прозорливец», «монах-предсказатель», «вещий монах Авель», «Авель тайновидец», «прорицатель», «пророк», «русский Нострадамус» и т.д. Но оценки этой личности, его предсказаний, изложенных в книгах, опубликованных протоколах допросов, легендах и мифах неоднозначны. Налицо весьма противоречивые сведения и откровенные ошибки, число которых …не уменьшается.
Безусловно, монах Авель – легендарная личность крестьянского происхождения. «За свои предсказания дней и часов смерти Екатерины II и Павла I, нашествия французов и сожжения Москвы многократно попадал в тюрьмы, а всего провел в заключении около 20 лет». Авель, говоря словами А.Д.Варганова, «сидел» в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях, на печально знаменитых Соловках (в Соловецком мужском монастыре), а последним пристанищем в его жизни стал Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, куда он был заточен по приказанию Императора Николая I. «Где и умер в 1841 году», - как значится в энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И.Ефрона.
Откуда они взяли эту дату смерти? По всей видимости, позаимствовали у анонимного автора статьи «Прорицатель Авель», опубликованной в «Русском архиве» (1878 г.). В первых годах XX столетия на свет появился циркуляр цензуры, категорически запрещавший допускать в печати любые сообщения о пророчествах давно умершего монаха и даже упоминать его имя! Потом грянули революционные события, в результате которых вспоминать «ненавистное прошлое» большевистско-коммунистической властью не рекомендовалось. Пора забвения «русского Нострадамуса» длилась век! В 1990-х годах московский исследователь П.Кошель в целом ряде публикаций («Литературная Россия», «Аргументы и факты», «Совершенно секретно» и др.) воскресил имя Авеля и «утвердил» дату 1841 года большим общим тиражом.
Петр Кошель задался вопросом, кем был монах Авель: авантюристом, искателем удачи или действительным пророком. «В одном из центральных архивов Москвы хранится следственное дело за 1796 год о монахе Авеле и написанных им книгах, - пишет он, - Чем глубже я знакомился с этим делом и судьбой загадочного монаха, тем более удивлялся: как мог забыться историками такой необычный человек, чьи пророчества сбывались буквально день в день?». Автор смело заявляет, что Авель знал даты смерти не только императоров и царей, но и своей собственной кончины – «до часа».
Когда я впервые прочитал очерк П.Кошеля в одной из центральных газет с датой смерти 1841 г., то подумал, что это опечатка. Дело в том, что я лет 20 тому назад в читальном зале Государственного архива Владимирской области своими глазами читал «Дело о заключении в Спасо-Евфимиев монастырь Монаха Авеля с 23-го Августа 1826-го года», на титульном листе которого написано: «Означенный монах Авель волею Божиею помер 1831 года Ноября 29-го дня и погребен в здешнем Спасо-Евфимиевом монастыре за Никольскою церковью против алтаря».
Я понял, что П.Кошель допустил не опечатку, а ошибку. Он познакомился со следственным делом Авеля за 1896 год, но поленился приехать в г.Владимир и посмотреть дело о последних пяти годах жизни своего героя. Потом, он слишком доверился авторам дореволюционных очерков об Авеле, если их читал, и таланту прорицания самого «загадочного монаха».
В результате размышлений и анализа я пришел к выводу, что виновником ошибки является ни кто иной, как … монах Авель! В книге «Житие и страдание отца и монаха Авеля» было написано: «Жизни отцу Авелю от Бога положено восемьдесят и три года и четыре месяца». П.Кошель, зная год рождения монаха Авеля (1757), произвел простое арифметическое действие сложения. Получился 1841 год. Вот эту дату он и пустил в «научный оборот». Ошибка стала множиться, кочевать из издания в издание, как это часто бывает. Любопытно, что она нашла воплощение даже … в камне.
Одинокая берёза на прогулочном дворе арестантского отделения
В 2004 году на прогулочном дворе бывшего арестантского отделения, в котором с 1977 года располагалась музейная выставка «Узники монастырской тюрьмы», торжественно была открыта «памятная плита всемирно известному православному пророку-монаху Авелю» - с разрешения генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника А.И.Аксёновой. На белом камне было вырезано главное пророчество Авеля: «Святая Русь процветёт аки крин небесный», а ниже указаны даты жизни: «1757-1841».
Реконструкция камеры в бывшем арестантском отделении (Владимиро-Суздальский музей-заповедник)
Во владимирской областной газете «Молва» мною по горячим следам была опубликована критическая статья с указанием на допущенную ошибку. Реакция музея-заповедника была отрицательной, но через некоторое время сомнительную плиту в честь монаха Авеля (с фактической ошибкой) всё-таки убрали с глаз долой. Критика подействовала. Следует добавить здесь же, что могила «русского Нострадамуса» Авеля (1757-1831) утеряна.
Как справедливо писал в своём «Житии» монах Авель, считавший себя святым отцом, «его жизнь достойна ужаса и удивления…»
Юрий БЕЛОВ, член Союза краеведов России, заслуженный работник культуры России
При использовании материала ссылка на сайт «Суздаль Онлайн» обязательна.
Комментарии