Суздаль « Новости Суздаля « 2012 « Январь
Кафе «Ризоположенское»
Елена Филиппова /
В 60-е годы я прочитала стихотворение А.Вознесенского, где были такие слова: «Я не знаю, как это сделать, но товарищи из ЦК, уберите Ленина с денег, так цена его высока!» По тем временам, такое запанибратское обращение к «товарищам из ЦК», считалось смелостью и чуть ли не дессидентством, хотя о «высокой цене» Ленина уже тогда можно было поспорить (в узком кругу, «на кухне»). Время, как водится, расставило все по своим местам, и Ленина убрали с денег, хотя и по причине прямо противоположной.
Сейчас, думаю, уже настало время поменять вывески на одном из зданий «Коммунального городка» в г. Суздале. И мне хочется направить суздальским властям следующее прошение: Я не знаю, как это сделать, но товарищи (или, если хотите, господа) из суздальского Горсовета и товарищи (господа) из ООО «Восход-проект», уберите со здания, где в свое время находились кельи монахинь Ризоположенского монастыря, вывеску с кощунственно звучащим словосочетанием «кафе Ризоположенское», равно как и 2 вывески на русском и английском языках гостиницы того же названия. Назовите эти заведения, хотя бы, «Восход» или «Закат», а лучше «Трапезная» и «Гостиный двор». Потому что слишком высоко не только духовное, но и культурно-историческое значение этого места. К тому же и время пришло, поскольку в пределах «Коммунального городка» уже, слава Богу, началось восстановление когда-то процветавшего, а по вине советских предшественников «товарищей из Горсовета», разоренного и, отчасти, уничтоженного Ризоположенского женского монастыря. Не говорю о том, что слово «Ризоположенское» после слова «кафе» написано не простым, а церковным шрифтом!!! Вот уж, воистину, где налицо происки лукавого, оставляющего, как известно, свои пометки, прежде всего, на святых местах. И таких «пометок», навевающих грустные мысли, на территории Ризоположенского монастыря немало: обгорелый остов деревянного дома, другие, полуразвалившиеся деревянные дома с табличками «Коммунальный городок». Кстати об обгорелом доме: таких домов сейчас в Суздале можно увидеть немало, при этом «за металл», то бишь за чью-то выгоду, гибнут в огне не только старые дома, но и люди в них жившие… Но это уже другая и, по истине, трагическая история современного этапа социально-экономического развития города Суздаля.
А вышеозначенные вывески находятся аккурат напротив входа в дивный Ризоположенский храм, где, по милости Божией, возобновились службы. Справа от храма другие вывески, возвещающие о том, что в здании бывшей церковно-приходской школы, где, кстати, служила учительницей моя бабушка, Мария Александровна Сваинская, находится спортивный зал, где на матах разминают свои бицепсы местные «шварцнеггеры». Даже на улице слышны вскрики бросаемых об пол борцов, хорошо если крики эти без соответствующего словесного «украшения». Никто не против спорта, тем более массового, но не на территории женского монастыря! Гуляя по Суздалю, можно видеть много роскошных современных гостиничных комплексов, на территории которых и можно было бы устроить спортивный зал для занятий борьбой или еще чем-то. Глядишь, и заезжие гости стали бы приходить туда, чтобы помериться силой с местными богатырями. А в освободившемся от «самбистов» здании логично было бы воссоздать православное учебное заведение при монастыре, тем более что потребность в этом явно имеется. Ведь, как мне сказали, в уже существующем здании православной школы негде разместить два старших класса.
Прошу прощения у местных властей за фамильярность, я человек приезжий, но ведь, как известно, со стороны виднее. Ведь и не к тому привыкший, «замыленный» взгляд местных жителей, может и не шокируют вывески типа «Кафе Ризоположенское» и «Коммунальный городок» на святом месте. А место это, воистину, святое, намоленное, почитавшееся нашими предками. Более того, скажу, что когда в Суздаль приезжали Августейшие Особы, нередко они, прежде всего, направлялись именно в Ризоположенский монастырь (см. статью «Посещение города Суздаля Августейшими Особами», Владимирские Епархиальные Ведомости, № 30-31, 2-го августа 1908года), поскольку тогда было на что посмотреть: три красивейших храма, стоящих недалеко друг от друга – Ризоположенский, Сретенский и Троицкий, а в Ризоположенском соборе, входящем в число самых древних не только в Суздале, но и на Владимирской земле, покоились почитаемые верующими мощи Преподобной Евфросинии Суздальской. Я уж не говорю о прекраснейшем внутреннем убранстве храмов, к сожалению, невосполнимо утраченном. И вряд ли когда-нибудь будет восстановлена взорванная в одночасье вместе с иконостасом красивейшая Троицкая церковь. Сейчас и фундамент от нее вряд ли уцелел. Уцелел бывший Сретенский храм, где в советское время был кинотеатр, но он стоит в совершенных руинах.
И еще одна, «сверх смелая» просьба к суздальским властям. Нельзя ли вернуть прежнее название главной улице древнего города, ныне именуемой «улица Ленина»? Сейчас во многих городах России, по улицам, носящим имена революционеров, люто ненавидевших нашу Православную церковь (этим бесчисленным нашим улицам Ленина, Маркса, Энгельса, Клары Цеткин и Розы Люксембург), по большим православным праздникам торжественно шествуют крестные ходы. И, что самое удивительное, (это ли не шизофрения нашего времени), в головах бедных людей зачастую присутствует симпатия к идолам их молодости – богоненавистникам, и при этом они искренне считают себя верующими христианами. Во многих православных молитвах есть в разных вариациях повторяющееся прошение: «Господи, ум мой просвети!» Воистину, это то, что нам стоило бы просить у Бога в первую очередь.
Раньше революционные власти, взрывая храмы, оправдывались, что нужен кирпич, например, на сооружение городской бани в Суздале. Так произошло с Дмитриевской церковью. Красивейшего храма нет, но зато до сих пор существует, сохранилось уродливое здание, служившее еще не так давно общественной баней. Где-то происходили метаморфозы - «храм-бассейн», где-то - «храм-баня», а где-то - «храм – общественная уборная». Неприятно слышать? Но ведь это – наше совсем недавнее прошлое (50-е – 60-е годы прошлого века), еще, вполне вероятно, в Суздале живы люди, которые «ходили по нужде» в алтарь Цареконстантиновского храма…
Разумеется, храмы рушились и осквернялись не для того, чтобы люди могли удовлетворять свои санитарно-гигиенические потребности. Преследовалась совсем другая цель – принизить, испачкать душу, вытравить в ней все святое. И они, наши революционеры, в этом изрядно преуспели. Не удивительно, что сейчас людей, даже считающих себя верующими, не коробит словосочетание «Кафе Ризоположенское». И мало кто, наверное, обращает внимание на магазин женской одежды в нескольких метрах от Казанской и Воскресенской церквей на Торговой площади Суздаля, где в витрине выставлены огромные фото девушек в эротических позах, одетых (или, лучше сказать, раздетых) в бикини. Над этими фото сверху висит надпись «Эдем» (то биш, в переводе на русский язык, «рай»). Висит, я бы сказала, с наглым вызовом, поскольку располагается наискосок от входа в Казанскую церковь. А в двух минутах ходьбы от этой рекламной «завлекаловки», над южным входом в Воскресенскую церковь, Преподобная Евфросиния Суздальская (кстати, покровительница Ризоположенского монастыря) с иконы взывает (тщетно ли?): «Скверна да не примесится телеси твоему». А поскольку душа и тело у нас неразрывно связаны между собой, то данное воззвание Преподобной относится равно и к нашей душе. Что же получается: варварство продолжается и доныне, хотя в несколько измененном виде?
Я уже упоминала богохульное словосочетание «Кафе Ризоположенское», означающее (объясняю это для людей, несведущих в церковной терминологии) следующее: это кафе, где посетители, говоря словами Райкина, могут «пить, курить и матом говорить», названо ни много, ни мало, как в память положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Это все равно, что назвать ресторан «Сретенский», а гостиницу «Богоявленская»! Это ровно то же самое, если только ум свой немного подвигнуть на размышление.
А чего стоит название улицы, носящей имя революционера Иринина, вскрывавшего мощи суздальских святых и глумившегося над ними? Нельзя читать без содрогания о том, как он со смехом и издевательством носил на палке честную главу одного из самых почитаемых местных святых - святителя Иоанна Суздальского! Можно представить, что чувствовали при этом наши верующие предки, как страдали их бедные души. Давайте расскажем об этом жителям улицы Иринина, и они, не сомневаюсь, сами скинутся на новые таблички с более подобающим названием для этой уютной, маленькой, тихой улочки, находящейся рядом с Музеем деревянного зодчества.
Сейчас от Троицкой, как и от довольно многих других суздальских церквей, не осталось и следа. Получить максимально приближенное впечатление о них можно только по цветным фотографиям начала 20 века, сделанным известным химиком и фото-художником С.М.Прокудиным-Горским – уроженцем владимирской земли. И эти чудные фотографии мы смогли увидеть только после того, как Библиотека Американского Конгресса, где они сейчас хранятся, решила выставить их в Интернете. Та часть негативов (а это сотни и сотни), которая осталась в России, пропала в революционном угаре без следа. А мы смогли приобщиться к былой и, к сожалению, навсегда утраченной красоте уничтоженных храмов, лишь благодаря американцам! Теперь весь мир с восхищением смотрит на эти фото-шедевры, изображающие городской пейзаж в старом Суздале. И, прежде всего, бросается в глаза полнейшая гармония храмов с окружающей средой обитания местных жителей. Это очевидно всему миру. А для нас, православных, это еще и свидетельство духовного совершенства и воистину просвещенного ума тех, кто создавал эти святыни. Почему бы нам не брать пример с наших благочестивых предков, начиная, хотя бы, с мелочей (а переименование вывески – это, поистине, мелочь по сравнению с тем, что они, эти предки, оставили нам в наследство на суздальской земле).
Елена Филиппова,
внучка учителей города Суздаля,правнучка и пра-правнучка
священников этого горячо любимого мной города.
г. Москва.
При использовании материала ссылка на сайт «Суздаль Онлайн» обязательна.
Комментарии
tttmmm33
28.01.2012, 07:25
монахиня Николая
11.01.2024, 00:17
Елена, здравствуйте, с Праздником!
Занимаюсь историей Суздальского Ризположенского м-ря, хотела бы с Вами поговорить о Вашей бабушке, Марии Александровне Сваинской.
Живу в Москве, тф 7916 150 62 44 (WhatsApp).
С уважением, м.Николая.