Суздаль « Новости Суздаля « 2012 « Март
Сто с плюсом русской анимации
Марина Сычева /
В Суздале прошел XVII Открытый российский фестиваль анимационного кино — главный в стране смотр всего лучшего, что было сделано отечественными мультипликаторами за год.
Сразу два юбилея: в Суздале аниматоры собираются в десятый раз (раньше фестиваль принимала Таруса). А еще в этом году — столетие российской анимации. Ее началом считается сделанная в 1912 году картина Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Война усачей и рогачей». В честь большого события холл суздальского турцентра украсили огромной инсталляцией в ретро-стиле. Также перед фестивалем сто ведущих художников, режиссеров, критиков и киноведов выбрали «золотую сотню» отечественной анимации. Туда вошли и первые отечественные мультфильмы, и лучшие картины «Союзмультфильма», и современные работы: «Падал прошлогодний снег», «Волшебное кольцо», «Чебурашка», «Старик и море», «Буревестник». Первым среди лучших оказался мультфильм Эдуарда Назарова «Жил-был пес». Громче всех аплодировал победителю Юрий Норштейн, чей «Ежик в тумане» стал вторым. Сам Эдуард Васильевич к награждению отнесся спокойно: пожимал плечами, сетовал на годы и ворчал на современную молодежь. «Судя по тому, что я вижу, с компьютером у них лучше, чем с головой, -заявил он, а потом все же добавил: — Но, судя по некоторым из них, наша мультипликационная наследственность все же передается».
В конкурсной программе этого года участвуют 93 фильма: около 30 авторских, столько же студенческих, 10 дебютных работ и 20 сериалов. «До сотни не дотянули, но это фильмы, за которые не стыдно, — рассуждает Наталья Лукиных, программный директор фестиваля. — Очень приятно, что с опытными мастерами вполне адекватно соперничают молодые. Тем более, для большинства из них это, возможно, единственный шанс сделать свое собственное кино: многие, закончив учебу, уйдут в прикладную анимацию: будут делать рекламные ролики, клипы, интернет-заставки. Но мы полны надежд на лучшее. Анимация — это такая вещь, которая по своей природе заряжает оптимизмом. Время сейчас трудное, сферу культуры сжимают различные катаклизмы, и анимации приходится хуже других. Она требует больших вложений, любви, пестования. Но аниматоры продолжают создавать свои собственные миры. И все мы хотим надеяться, что эти миры будут жить, несмотря ни на что».
Умелые руки - в дефиците
О молодом поколении аниматоров в этом году вообще говорили много, но настороженно. С одной стороны, поток студентов на факультетах и в студиях не иссякает: эта профессия по-прежнему востребована. Молодые не боятся творить, экспериментировать, совмещать классику с новыми технологиями. С другой — именно любовь к компьютерной графике играет с анимацией дурную шутку. Не так давно правительство все-таки выделило анимационным студиям некоторое количество денег. Начали запускаться новые проекты. Успех «Смешариков», «Маши и Медведя», «Барбоскиных» показал, что отечественные мультфильмы по-прежнему востребованы и могут приносить создателям доход. Но при этом успешный проект должен быть, во-первых, многосерийным (чтобы зритель успел привыкнуть к героям и полюбить их настолько, чтобы потом покупать тетрадки, конфетки и рюкзаки с портретами персонажей — именно мерчендайзинг в наибольшей степени позволяет окупить работу). А во-вторых, мультфильм должен быть сделан именно в классической технике, рисованной или кукольной: новые приемы воспринимаются неохотно. И тут-то выяснилось, что профессионалов, способных работать на таких проектах, в стране осталось маловато.
- В 90-е, после развала «Союзмультфильма», многие уехали за границу или ушли из профессии, — объясняет аниматор Юрий Кулаков. — В результате деньги есть, а людей, способных работать, не осталось. Нынешние талантливые студенты виртуозно обращаются с мульти-медиатехнологиями, а рисованная анимация из-за отсутствия кадров находится на грани вымирания. Кто-то может сказать, что это естественный процесс: новое вытесняет старое. Но дети-то любят именно «классику», это факт. Известно, что даже в США совсем маленьким детям показывают именно переводную версию «золотой коллекции «Союзмультфильма», потому что эти мультфильмы понятны, они учат добрым и правильным вещам.
Знаменитый режиссер Наталья Дабижа подтверждает: именно классическая анимация пользуется спросом во всем мире. «Я была в Сербии и в Китае, — говорит автор «Свирепого Бамбра» и «Севильскогоцирюльника», — в эти страны меня приглашали специально для того, чтобы «поднять» у них именно авторскую кукольную анимацию. Мир уже устал от «конвейерных» мультфильмов, люди хотят настоящего искусства — эксклюзивных, штучных фильмов, в которые вложена душа. Я надеюсь, в нашей стране тоже успеют вовремя это понять и вернуть то, что еще не потеряно».
Кстати, отчасти решение этой проблемы взял на себя ВГИК: филиалы этого престижного вуза откроются в Ярославле, Переславле и Иркутске; там будут искать и натаскивать способную молодежь. Свой факультет анимации на базе ВГИКа мог бы появиться и во Владимире: если областные и городские власти сочтут это целесообразным, наш город мог бы получить собственную анимационную студию и вгиковских педагогов. Директор областного департамента культуры Владимир Трубин обещал подумать.
Чем проще, тем любимей
Суздальский фестиваль — это смотр, для которого берегут лучшее. В прошлом году аниматор Алексей Демин представил здесь фильм «Шатало», получивший приз за лучшую драматургию. Позднее Российская гильдия кинокритиков и киноведов присудит истории приносящего счастье черного кота «Белого слона» за лучшую анимационную картину года. В этом году Демин привез музыкальный альбом «Праздник для слонов». «Фильм закончен несколько месяцев назад, но до Суздаля не хотелось его показывать, — признается аниматор. -Премьера на фестивале — это событие. Я попытался сделать такой жизнеутверждающий фильм, с настроением. Все очень неожиданно сложилось: в подъезде нашел сборник для детских садов, а в нем — стихотворение Коваля «Лилипут и Король». Потом неприступная Юнна Мориц неожиданно разрешила использовать ее «Вчера у королевы». И во все это, как вилка в розетку, вошла «Блоха». Мусоргский, Шаляпин и Гете стали теми тремя слонами, на которых встал весь фильм. Честно говоря, я влюблен в эту работу. И очень хочется, чтобы жюри приняло ее также хорошо».
Член жюри, драматург Алексей Лебедев в свою очередь пообещал проследить за тем, чтобы аниматоры меньше умствовали и больше думали о зрителе. «Зацепить» меня может простой фильм, история о понятном герое, — говорит сценарист «Смешариков».
- Мне кажется, главное в мультфильме — чтобы возник контакт. Чем проще сообщение, вложенное в картину, тем больше вероятность, что оно дойдет до аудитории. У тех, кто пытается следовать по этому пути, есть все шансы создать успешный и любимый мультфильм. Все мы включены в общее информационное пространство, и нам не хватает умения делиться друг с другом; все мы достаточно косноязычны — это касается и художественного языка. Тем, кто хочет говорить сложными образами и непонятными словами, стоит задуматься — для чего это? Кто это услышит? Кто это поймет и примет близко к сердцу?».
ПОБЕДИТЕЛИ
В итоге мультфильм Алексея Демина получил приз за лучшую музыку. Приз за лучшее изобразительное решение достался «Чинти» Натальи Мирзоян, за лучшую режиссуру — «Сизый голубочек» Екатерины Соколовой. Награду за лучший детский фильм получили сразу две картины: «Зеленые зубы» и «Ягодный пирог». Первой среди сериалов была названа «Везуха». Самый лучший студенческий фильм — «Пишто уезжает» — сделала София Кендель. Работа Дины Великовской «Мой странный дедушка» признана лучшим кукольным фильмом. Также жюри в этом году решило выдать два специальных приза: их получили Дмитрий Геллер («Я видел, как мыши кота хоронили») и Константин Бриллиантов («Умба-Умба»). Гран-при фестиваля увез Алексей Туркус. Его мультфильм «Заснеженный всадник» также стал лидером профессионального зрительского рейтинга. Поэтому в следующем году Алексей Туркус станет президентом нового суздальского фестиваля.
Источник:
Теги: Анимационный фестиваль
Комментарии
Другие публикации
- 2018
- 09.03.2018: «Вкусная анимация» в Суздале //news
- 2016
- 16.03.2016: Расписание показов 21-го Открытого российского фестиваля анимационного кино //news
- 16.03.2016: 21-й Открытый российский фестиваль анимационного кино //news
- 2013
- 06.03.2013: «Моя мама – самолет, а мой папа – пароход» //news
- 03.03.2013: Подведены итоги XVIII анимационного фестиваля в Суздале //news
- 27.02.2013: Конкурсная программа XVIII анимационного фестиваля в Суздале //news
- 2012
- 25.12.2012: Cимвол Фестиваля Анимации 2013 - девочка на сноуборде и целая стая гусей… //news
- 14.12.2012: Второй век российской анимации: XVIII Анимационный фестиваль в Суздале (2013) //news
- 08.05.2012: Грустное и скромное 100-летие российской анимации //news
- 06.03.2012: «ЗАСНЕЖЕННЫЙ ВСАДНИК» всех обскакал //news
- 04.03.2012: Результаты профессионального зрительского рейтинга фильмов XVII анимационного фестиваля в Суздале //news
- 04.03.2012: Итоги 17-го Открытого Российского фестиваля анимационного кино в Суздале //news
- 01.03.2012: Лидеры «Золотой сотни» российских мультфильмов объявлены в Суздале //news
- 01.03.2012: На открытии фесиваля в Суздале озвучена «Золотая сотня российской анимации», подготовленная к 100-летию нашей анимашколы //news
- 29.02.2012: Анимация отпразднует столетие //news
- 20.02.2012: Конкурсная программа анимационного фестиваля в Суздале //news
- 17.02.2012: Новые кадры в летописи российской анимации //news
- 13.02.2012: Подведены итоги Конкурса Аниматоров в рамках 17-го Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале //news
- 12.02.2012: Определены победители конкурса флипбуков, проведенного в рамках 17-го Открытого российского фестиваля анимационного кино //news
- 10.02.2012: Мультфильмы в мутной воде //news
- 03.02.2012: XVII-й Открытый российский фестиваль анимационного кино //news
- 02.02.2012: Результаты Суздальского конкурса 100+ //news
- 27.01.2012: В Суздале будет представлен рейтинг лучших российских мультфильмов за минувшие 100 лет //news
- 2011
- 31.12.2011: Подводятся итоги специализированных акций, посвященных 100-летию российской анимации //news
- 03.03.2011: Суздаль. Серия 16. //news
- 28.02.2011: 2 марта - «Наша анимация» в кинотеатре «35мм» (Москва) //news
- 26.02.2011: Итоги Открытого Фестиваля Анимационного кино в Суздале 2011 //news
- 25.02.2011: Программа четвертого дня анимационного фестиваля в Суздале (26.02.2011) //news
- 24.02.2011: За новыми «Ежиками в тумане» – в Суздаль //news
- 24.02.2011: Мультики нон-стоп //news
- 24.02.2011: Программа третьего дня анимационного фестиваля в Суздале (25.02.2011) //news
- 23.02.2011: Программа второго дня анимационного фестиваля в Суздале (24.02.2011) //news
- 22.02.2011: Программа первого дня анимационного фестиваля в Суздале (23.02.2011) //news
- 25.01.2011: Список фильмов конкурсной программы XVI анимационного фестиваля в Суздале //news
- 20.01.2011: XVI Открытый Российский фестиваль анимационного кино в Суздале (23-27 февраля 2011) //news
- 2010
- 14.03.2010: Юбилейный фестиваль анимации в Суздале //news
- 10.03.2010: Программа XV анимационного фестиваля в Суздале (12.03.2010) //news
- 10.03.2010: Программа XV анимационного фестиваля в Суздале (11.03.2010) //news
- 10.03.2010: Программа XV анимационного фестиваля в Суздале (10.03.2010) //news
- 10.03.2010: XV Открытый фестиваль анимационного кино в Суздале //news
- 2009
- 15.03.2009: Итоги XIV Открытого Российского Фестиваля анимационного кино в Суздале //news
- 08.03.2009: Программа XIV анимационного фестиваля в Суздале (15.03.2009) //news
- 08.03.2009: Программа XIV анимационного фестиваля в Суздале (14.03.2009) //news
- 08.03.2009: Программа XIV анимационного фестиваля в Суздале (13.03.2009) //news
- 08.03.2009: Программа XIV анимационного фестиваля в Суздале (12.03.2009) //news
- 08.03.2009: XIV Открытый Российский Фестиваль анимационного кино в Суздале //news
- 2008
- 03.03.2008: Фоторепортаж с XIII открытого фестиваля анимационного кино в Суздале //news
- 28.02.2008: Конкурсная программа первого дня анимационного фестиваля //news
- 28.02.2008: Фестиваль анимационного кино в Суздале //news