Суздаль « Новости Суздаля « 2012 « Декабрь
Знаменитому композитору Родиону ЩЕДРИНУ больше всего понравилась Кидекша
(К 80-летию народного артиста СССР, мужа балерины Майи Плисецкой)
10-летним мальчишкой с удовольствием я посмотрел фильм «Высота» с участием прекрасных актёров Николая Рыбникова и Инны Макаровой. Очень понравилась бодрая песня – гимн монтажников-высотников, начинающаяся словами: «Ни кочегары мы, ни плотники, но сожалений горьких нет. А мы монтажники- высотники, да, и с высоты вам шлём привет! Привет! Привет!» Много лет спустя я узнал, что музыку для этой песни написал молодой композитор Р.Щедрин. Не думал я, что судьба подарит мне встречу с ним в Суздале, что Родион Константинович будет мне позировать на фоне архитектурного ансамбля Кидекши, на берегу Нерли. Через полгода композитору должно было исполниться 60 лет. Быстро пролетели годы, и вот, наконец, Р.К. Щедрин достиг возрастной отметки 80! Сожалений горьких нет – творческая жизнь вполне удалась! Композитор щедро поделился с нами своим талантом и продолжает радовать. Высоко парит сокол! Предлагаю вашему вниманию свою зарисовку из «прекрасного далека»...
Село Кидекша находится под Суздалем на высоком берегу Нерли. По преданию, именно здесь хотел князь Юрий Долгорукий построить город, столицу своего Ростово-Суздальского княжества, однако, усмотрев какие-то изъяны в местоположении места, бросил эту затею или кинул, исходя из геополитических соображений. В красоте же этому месту никто не отказывал!
В этой связи вспоминаю выездной Пленум Союза композиторов РСФСР, проводившийся в мае 1982 года в г.Суздале, в недавно построенном, шикарном для того времени, туристском комплексе. Такого количества композиторов и музыкантов здесь никогда еще не бывало. Я стремился запечатлеть их для истории на фотопленку. Андрей Петров, Марк Фрадкин, Оскар Фельцман, Леонид Афанасьев, Микаэл Таривердиев, Евгений Радыгин, Ян Френкель. С председателем Союза композиторов России Р.Щедриным удалось даже побеседовать.
Он оказался удивительно милым человеком! Интересовался стариной, фольклором. В свободную минуту я и оказавшийся рядом столичный фотограф предложили Родиону Константиновичу прокатиться по городу и пофотографироваться. Композитор согласился, и мы поехали.
Помню, предложили высокому гостю сесть на травку у подножия кремлевского вала и сделали несколько кадров на фоне памятников архитектуры – каменной. Потом, переехав Каменку по мосту, оказались в музее деревянного зодчества, куда из разных сел и деревень Владимирской области были свезены памятники старины и крестьянского быта. Композитор охотно позировал, но вдруг сказал нам: “Знаете что, ребята? Поехали в Кидекшу. Я очень люблю это место!”
Кидекша так Кидекша. Сколько раз я туда ездил с туристскими группами! Летом 1964 года там проводились натурные съёмки фильма “Метель” по Пушкину, фильма-оперы “Царская невеста” производства Рижской киностудии, а зимой 1980 года на моих глазах Кидекша превратилась в съёмочную площадку фильма “Юность Петра” в постановке знаменитого кинорежиссера Сергея Герасимова. Колоритная натура, ничего не скажешь.
Неожиданно вместе с Р.К.Щедриным на машине мы проследовали …мимо знаменитого архитектурного ансамбля Кидекши. Проехав по мосту, оказались на противоположном берегу Нерли, съехали с шоссе и вплотную подъехали к воде. Родион Константинович высадил нас на берегу недалеко от того места, где проходила старая-старая дорога и где был старый мост через реку. Об этом зримо напоминали высовывающиеся из воды, сиротливо торчащие, сваи – черные от времени и пережитого.
Отсюда открывался прекраснейший вид на белокаменную церковь Бориса и Глеба 1152 года и другие памятники Кидекши. С этой точки ансамбль, думается, еще никто не снимал. Как я понял, это было излюбленное место Родиона Щедрина, где он неоднократно бывал, в том числе и с Майей Михайловной Плисецкой.
Любоваться и наслаждаться архитектурным пейзажем было, впрочем, некогда – надо было заниматься своим делом, фотографировать. Я попросил Родиона Константиновича сесть на одну из свай. Радуясь счастливой возможности, сделал несколько кадров одним фотоаппаратом (на узкую пленку), потом достал второй – широкопленочный. День близился к вечеру, на небе были суровые облака, слегка поигрывала волнами Нерль. Одетый во все темное, сидевший на почерневшей свае композитор Щедрин на фоне кидекшанского ансамбля смотрелся как монумент – серьезно и значительно. Запомнились слова народного артиста СССР:
-Я очень люблю церковь Бориса и Глеба, архитектурный ансамбль на берегу Нерли. Он всегда производит на меня сильнейшее эмоциональное впечатление. Почему-то ни разу мне не довелось быть в полный неги солнечный день. Всегда облака, ветер, летом всегда то же самое.
Юрий БЕЛОВ,
г. Суздаль
При использовании материала ссылка на сайт «Суздаль Онлайн» обязательна.
Комментарии