Суздаль « Новости Суздаля « 2013 « Август
КИНО в жизни Юрия БЕЛОВА
Свои шеломы островерхи
В зеркальных плавнях отразив,
Соборы, звонницы и церкви
Державно смотрят в объектив
Ю.Мошков (из суздальского блокнота)
Суздаль как старинный город, как музей архитектуры и достопримечательное место вот уже 50 лет активно посещается туристами. «Достоин он пера поэта, как все туристы говорят». И про него написано много стихотворений, поэм и даже сказаний (М.Матусовский), книг. Суздальские красоты запечатлели на своих полотнах художники и фотографы. Давно уже открыли и плодотворно используют в своем творчестве, при создании художественных фильмов, разнообразную «натуру» кинематографисты. Это яркое явление новейшей истории и культуры, достойное хорошей музейной экспозиции, а лучше всего – музея.
Разве не интересно, что сразу 3 (!) фильма одновременно снимались в Суздале летом 1964 года! Даже сами названия их - «Метель», «Царская невеста» и «Женитьба Бальзаминова» - составляют манящую сценарную, драматургическую основу. Как будто Суздаль, как спящую красавицу, сосватали с кинематографом. События эти настолько были необычными, что вязниковский поэт Ю.Мошков откликнулся на них поэтическими строками:
И операторы про усталь
Забыли, видимо, давно…
Ведь это ж Русь! Ведь это ж Суздаль
С утра снимается в кино!
Корреспондент суздальской районной газеты В.Курганов неслучайно в короткой заметке о киносъёмках назвал Суздаль киноградом, это было очень точное определение. Сюда творческие группы киностудий стали приезжать буквально каждый год.
Мне повезло: я, еще будучи школьником, наблюдал съёмки самых первых и последующих фильмов. Летом 1965 года я участвовал в съёмках массовых сцен фильма «Андрей Рублёв» у стен Покровского монастыря. А во время учебы во Владимирском педагогическом институте, увлёкшись журналистикой, стал брать интервью у режиссёров и актеров и писать об этом в местных газетах, которые весьма охотно печатали мои фоторепортажи. Первым кинорежиссёром, у которого я взял интервью для газеты, был Юрий Швырёв, приехавший зимой 1970 года с творческой группой киностудии им.М.Горького снимать двухсерийный исторический фильм «Баллада о Беринге и его друзьях. Первым актёром театра и кино, которого я фотографировал для газеты, был Евгений Александрович Евстигнеев, бывший актер Владимирского театра драмы.
На праздновании 950-летнего юбилея г.Суздаля (август 1974 г.) мне удалось повстречаться и побеседовать с В.П.Басовым, автором сценария и режиссёром-постановщиком «Метели». Владимир Павлович с гордостью сказал тогда, что в его картине снималось почти полгорода – в массовых сценах. В съёмках принимали участие даже учителя средней школы № 1 В.И.Кузьмичев, В.И.Назаров и С.И.Кузнецов, дочь последнего, между прочим, после окончания школы и института театрального искусства стала …актрисой. И сыграла главную роль в фильме «Волчья стая» («Беларусьфильм»). Сказалось влияние кинематографа.
Постепенно у меня накапливался материал по теме «Суздаль в кино», особую ценность представляли фотографии, сделанные на съёмочных площадках, с хорошо узнаваемым суздальским фоном. Это я делал сознательно. Фотографы киногрупп, как правило, снимали исполнителей главных ролей крупным планом. У них были свои задачи.
К исполнявшемуся в 1995 году 100-летию мирового кинематографа я решил написать книгу о Суздале и вкладе его в развитие отечественного и мирового кинематографа (в городе снимались советско-польский фильм «Ярослав Домбровский», «Пётр Великий» производства США и др.), о заслугах кинематографа в пропаганде культурно-исторического наследия, и об участии суздальцев в кинопроцессах. Материала было много, иллюстраций тоже, а главное – была любовь к кино в течение всей жизни, увлечение и желание обобщить накопленную информацию.
Книга была написана за несколько месяцев, а вот издать её почти 10 лет не удавалось из-за финансовых проблем. Помог мне её напечатать искусствовед заслуженный деятель искусств РСФСР Савва Ямщиков, с которым я познакомился в 2003 году. А вообще я, как экскурсовод и журналист, давно знал его по книгам о Суздале и участию в работе над фильмами «Андрей Рублёв» (реж.А.Тарковский) и «Борис Годунов» (С.Бондарчук) в качестве научного консультанта. Книга вышла в столичном издательстве «Алгоритм» в 2006 г. и называется так: «В главной роли Суздаль».
Надо сказать, что одновременно с мыслью о книге у меня родилась мысль о создании в Суздале музея кино. Я убежден: Суздаль достоин такого музея, и он городу нужен.
Каковы предпосылки?
В Суздале на сегодняшний день снималось около 80 (!) художественных фильмов и у меня есть полный список. Суздальская натура многократно была использована киностудиями «Мосфильм», «Ленфильм», Центральной киностудии им.М.Горького, Одесской киностудии, студии зарубежных стран, в том числе Эн-Би-Си (Голливуд, США). На съёмочных площадках в Суздале работали такие мастера, как И.Пырьев, С.Герасимов, В.Басов, Г.Чухрай, А.Тарковский, И.Таланкин, М.Швейцер, К.Воинов, Г.Панфилов, Э.Лотяну, актёры И.Смоктуновский, М.Ульянов, К.Лавров, М.Пуговкин, Г.Вицин, А.Демидова, А.Солоницын, Н.Бурляев, И.Чурикова, В.Санаев, Е.Весник, А.Мягков, О.Видов. Самый звездный и любимый зрителями фильм – «Женитьба Бальзаминова».
У меня – свидетеля и участника киносъёмок, хроникёра – имеется большое количество фотографий, сценариев фильмов с автографами, эскизов к съёмкам (например, «Женитьбе Бальзаминова»), афиш и проспектов, книг, рабочих материалов к фильмам. Есть опыт музейной работы в качестве экскурсовода, личное знакомство с большинством создателей кинопроизведений. Главное - кинематографисты, работавшие в Суздале, поддерживают мой проект и обещают помощь, например актёр и режиссёр народный артист РФ Н.П.Бурляев. В 2010 году в одном из деревянных домиков на территории гостинично-развлекательного туристского комплекса «Горячие ключи» была открыта моя первая музейная экспозиция на тему «Открытие Суздаля» с довольно большой галереей кинематографистов-участников съёмок и гостей, которая у посетителей пользовалась успехом.
Проблема заключалась в том, что «Горячие ключи» находятся на окраине города (ул.Коровники), вне музейно-туристских маршрутов, и едут туда люди «отключаться» - отдыхать, а не для познания. И нет настоящей широкой рекламы (мне-пенсионеру это не под силу). Городские же и районные власти до сих пор не помогли мне с выделением достойного помещения. Они, вероятно, думают, что Музей кино нужен лично мне и это мои личные проблемы. Это ошибочная позиция.
Музей кино нужен городу и в целом Владимирской области, потому что нигде в провинции нет еще подобного. Сейчас реально существует ностальгия по старому доброму нашему кино. А если уж новое руководство области (С.Ю.Орлова) объявила о развитии культурно-познавательного туризма в нашей области, то, как говорится, сам Бог велел поддержать мой проект.
Станет ли моя мечта о создании Музея кино явью?
Юрий БЕЛОВ, редактор газеты «Вечерний звон», член Союза краеведов РФ, заслуженный работник культуры РФ, награжденный медалью имени А.А.Ханжонкова «за новаторский вклад в кинокраеведение и сохранение культурного наследия России».
При использовании материала ссылка на сайт «Суздаль Онлайн» обязательна.
Комментарии
tttmmm33
23.09.2013, 18:39