Суздаль « Новости Суздаля « 2015 « Февраль
Два берега у одной реки…
...или как я стал фотографом.
Река называется Суздаль. Два берега это две моих профессии - журналистика и фотография. Они помогают мне фиксировать новейшую историю, писать летопись. В качестве фотожурналиста я дебютировал 15 февраля 1975 года на страницах областной газеты "Призыв".
Еще учась в пятом или шестом классе я ходил в фотокружок Дома пионеров и школьников. Мне казалось, что это очень просто: нажал на кнопку, и – птичка вылетела. А оказалось. что надо еще готовить проявитель, трясти бутылку с ним до полного растворения, а потом тоже самое проделывать с фиксажем… Мой пыл быстро угас, и я просто перестал ходить на занятия. К сожалению, потому что вскоре в городе начали происходить очень интересные события – киносъемки, например, с участием звезд советского кино. В одной только “Женитьбе Бальзаминова” собралось 13! Запечатлеть бы для истории – со временем цены бы этим кадрам не было. Можно было начинать фотолетопись новейшей истории Суздаля.
Глупость и лень помешали заняться интересным и полезным делом.
Летом 1973 года я решил стать экскурсоводом. Устроился на работу во Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Так получилось, что первую экскурсию по Суздалю, точнее по исторической экспозиции музея, провел для народной артистки СССР К.И.Шульженко. В знак благодарности она хотела подарить мне свою фотографию с автографом, но ни одной не оказалось под рукой… Вот тогда я и пожалел, что не занимаюсь фотографией. Ведь Клавдия Ивановна с удовольствием согласилась бы мне позировать в ответ на мою любезность.
Мысль не была оплодотворена действием. Во второй раз я пожалел, что не занялся фотографией, когда праздновалось 950-летие первого упоминания о Суздале в летописи (1024 – 1974) и съехалось много знаменитых гостей. Среди них оказался режиссер В.Басов, снимавший в городе “Метель” в 1964 году, с женой Валентиной Титовой и двумя детьми. Мое интервью с Владимиром Павловичем было опубликовано в областной газете “Призыв”, что я воспринял как успех. С фотографией материал смотрелся бы еще лучше, подумал я. Третьей каплей, переполнившей чашу, было событие происшедшее в конце декабря того же года в Крестовой палате: музей-заповедник принимал своего 1000000-го посетителя. Как сейчас помню, что это было 30 декабря и “счастливчиком оказался” секретарь комсомольской организации Московского шинного завода А.Бекетов. Ему вручили подарок, а также билет, позволяющий бесплатно посещать все экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Кинохроника прокатила его на возке, чтобы снять эффектный кадр. Все, решил я, так дальше жить нельзя. Надо заняться фотографией! Это же хорошее подспорье для журналиста. Если буду снимать всех знаменитых людей, приезжающих в Суздаль, то со временем составится уникальная коллекция!
Поделился своими мыслями с другом, корреспондентом областного радио Владимиром Елагиным. - Возьми мой ФЭД – я все равно им не пользуюсь. – сказал Володя. – Снимай сколько хочешь. Может что и получится. Попытка – не пытка.
Купил я простенький фотоувеличитель, бачок, ванночки-кюветы, пинцет, красный фонарь и стал заниматься фотографией. Снимал стареньким фотоаппаратом друга виды города и своих коллег-экскурсоводов. Без претензий. Шел путем проб и ошибок, не будучи уверенным, что из меня получится хороший фотограф. А тут узнаю, что на гастроли во Владимир приезжает актер МХАТа Евг. Евстигнеев, с которым я познакомился во время учебы в педагогическом институте. Брал у него после спектакля “Чайка” в постановке Владимирского театра интервью для областного радио, и, помню, Евгений Александрович отнесся тогда ко мне доброжелательно.
Столичный гость играл Павла Хромова в спектакле “Сталевары” на сцене нового здания театра у Золотых ворот. После окончания спектакля я прошел за кулисы, напомнил Е.А.Евстигнееву о нашей встрече, задал несколько вопросов, а потом попросил разрешения поснимать его. Для газеты. Получил его, достал ФЭД и стал крутиться вокруг артиста, снимавшего грим и посматривавшего на меня. Я волновался, поскольку имел еще мало опыта, особенно в помещении, при плохой освещенности. Да и наводка на резкость объектива была для меня сложной: надо было, вращая оправу объектива, совмещать оптические плоскости – чтобы два носа слились четко в один… Мастер терпеливо позировал.
Проявив пленку, я увидел, что часть кадров получилась нерезкими, но отдельные вышли нормально. В редакции газеты “Призыв” приняли мое интервью со снимком, и 15 февраля 1975 года мой материал увидел свет, что меня, конечно, вдохновило на дальнейшие занятия. Евгений Александрович Евстигнеев стал первой знаменитостью, которую мне удалось запечатлеть на фотопленку. Весной купил “Зенит” с улучшенной и простой наводкой на резкость. Летом удалось – случайно – сделать хороший портрет бывшего директора Суздальского музея А.Д.Варганова, который приняли и опубликовали в “Советской культуре”. Успех окрылил и я занятий фотографией не бросаю до сих пор.
Удалось запечатлеть для истории великое множество крупных деятелей отечественной и мировой культуры – гостей Суздаля.
Но не всех подряд я фотографировал. Егора Гайдара, например, принципиально не стал снимать в 1994 г., потому что он ограбил меня, мою мать и миллионы моих соотечественников, превратив денежные сбережения в пыль. Не достоин он того, чтобы попасть в историю Суздаля. К Чубайсу не подойду, если приедет. Объект съемки должен быть притягательным и приятным. Если честно, не люблю снимать политических деятелей. Моя сфера – искусство.
Юрий БЕЛОВ
При использовании материала ссылка на сайт «Суздаль Онлайн» обязательна.
Комментарии